Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. К ПРОБЛЕМЕ СЛУЧАЙНОГО ………. 5

Индетерминизм, иррационализм, релятивизм в философии ………. 7

Неопределенность и случайность в науке ………. 18

Терминологический плюрализм ………. 37

ГЛАВА I. ПРЕДЫСТОРИЯ АЛЕАТОРИКИ ………. 49

Мобильные, или открытые, произведения искусства ………. 49

Музыкально-историческая ретроспектива ………. 73

Музыкальный мобиль ………. 100

ГЛАВА II. ТЕХНИКИ КОМПОЗИЦИИ ХХ ВЕКА — РАЗНЫЕ ВИДЫ АЛЕАТОРИКИ ………. 128

«Метод случайных действий» и принцип индетерминизма Кейджа ………. 129

Свобода звука и неточная нотация Фелдмана ………. 152

«Метод подсказывания» К. Вулфа ………. 158

Принцип мобиля и «открытая форма» Э. Брауна ………. 166

Стохастическая композиция Я. Ксенакиса и компьютерная музыка Л. Хиллера ………. 183

Статистический метод, вариабельные и многозначные формы К. Штокхаузена ………. 206

Техника aléa П. Булеза: между порядком и хаосом ………. 224

Ограниченная алеаторика ………. 244

Импровизация и хэппенинг ………. 294

ГЛАВА III. АЛЕАТОРНАЯ ФОРМА ………. 363

Три типа алеаторных форм: мобильная, вариабельная и модульная ………. 364

Алеаторные формы на основе традиционных принципов организации ………. 406

Алеаторные формы на основе индивидуальной модели композиции ………. 440

Вероятностные модели алеаторных форм ………. 495

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………. 522

ЛИТЕРАТУРА ………. 534

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МОБИЛИ (сочинения с авторским названием или подзаголовком «мобиль»)  ………. 554

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

У. Каземец. «Тригон» ………. 558

Дж. Кейдж ………. 565

П. Оливерос ………. 567

В. Глобокар. Круг (1970) (эксперимент в коллективном сотрудничестве неограниченного количества исполнителей) ………. 575

Э. Каркошка. Коллективная импровизация ………. 577

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Дж. Кейдж. II. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ………. 584

Л. Берио. [Форма] ………. 594

Р. Хаубеншток-Рамати. Нотация — материал и форма ………. 598