Оглавление

ОТ АВТОРА .......... 9
Глава первая, вступительная. СОДРУЖЕСТВО МУЗ И ПРАВА ХОРЕОГРАФА .......... 12

Время и стиль .......... 12

Музыкальная драматургия .......... 15

Декорации и костюмы .......... 21

Движущаяся пластика .......... 26

Карло Блазис — теоретик балетного преромантизма .......... 32

Обновление танца .......... 43

Гротеск и устои академизма .......... 47

Шествие хореодрамы .......... 59

Глава вторая. В РЕВОЛЮЦИОННОМ ПАРИЖЕ .......... 63

Театр оперы и празднества революции .......... 63

Балет на бульварах .......... 70

Национальный театр и балетмейстер Галле .......... 72

Глава третья. ЖАН ДОБЕРВАЛЬ — ТВОРЕЦ НОВОЙ БАЛЕТНОЙ КОМЕДИИ .......... 80

Шаги танцовщика .......... 80

Доберваль и Теодор .......... 88

«Дезертир» .......... 92

На сцене Бордо .......... 98

Балетный Бомарше .......... 101

«Тщетная предосторожность» .......... 104

Последние странствия .......... 110

Балетные комедии Блаша .......... 113

Глава четвертая. ИТАЛЬЯНСКАЯ ХОРЕОДРАМА .......... 118

Балет и Рисорджименто .......... 118

Свободолюбие пластики .......... 123

Юность Сальваторе Вигано .......... 129

«Рауль де Креки» .......... 131

В Вене .......... 134

Сюжеты и образы Гоцци .......... 136

Встреча с Бетховеном .......... 143

«Стрельцы» .......... 148

Большой «Прометей» .......... 154

«Мирра» .......... 162

«Отелло» .......... 166

«Весталка» .......... 168

Героини Вигано .......... 173

«Титаны» .......... 174

Балеты Гаэтано Джойи .......... 179

Мелодраматические балеты .......... 183

«Габриэлла де Вержи» .......... 186

«Сибирские изгнанники» .......... 188

Сподвижники Вигано .......... 191

Антония Паллерини .......... 192

Никола Молинари .......... 195

Глава пятая. ПЬЕР ГАРДЕЛЬ И ПУТЬ ТРАДИЦИИ .......... 199

Упреки истории .......... 199

Улыбки судьбы .......... 201

На стезе хореографа .......... 205

Первенец нового стиля .......... 207

Полновластие танца .......... 215

Предвестия утрат .......... 225

Опыты мелодрамы .......... 229

Возвращение к танцу .......... 235

Глава шестая. ЗВЕЗДЫ ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ .......... 240

Огюст Вестрис .......... 241

Роли танцовщика .......... 252

Образы пантомимы .......... 258

Школа Вестриса .......... 262

Мари Гардель .......... 263

Загадка Дюпора .......... 270

Танцевальные обновки .......... 272

Дюпор-хореограф .......... 276

Годы странствий .......... 279

Глава седьмая. БАЛЕТ В ЛОНДОНЕ. СТРАНСТВИЯ ШАРЛЯ ДИДЛО .......... 284

Английские танцовщики .......... 284

Балетмейстер Д’Эгвиль .......... 291

Юность Дидло .......... 298

В лондонской труппе Новерра .......... 301

С Добервалем .......... 304

По театрам Франции .......... 308

«Метаморфоза» .......... 310

Вторично в Лондоне .......... 316

«Счастливое кораблекрушение» .......... 320

Образы античности .......... 324

Балетные волшебства .......... 329

Дидло в России .......... 335

Третий лондонский период .......... 338

«Венгерская хижина» .......... 343

Парижский визит Дидло .......... 348

Глава восьмая. НАКАНУНЕ РОМАНТИЗМА .......... 356

Луи Милон .......... 357

«Нина, или Сумасшедшая от любви» .......... 362

«Клари, или Обещание женитьбы» .......... 367

Жан Омер .......... 370

Мелодрамы Омера .......... 375

«Антоний и Клеопатра» .......... 377

Омер — балетмейстер Оперы .......... 380

Со ступеньки на ступеньку .......... 386

В содружестве со Скрибом .......... 389

«Красавица спящего леса» .......... 396

Закат французской хореодрамы .......... 398

Глава девятая. АКТЕРЫ ХОРЕОДРАМЫ .......... 403

Женевьева Гослен .......... 403

Фанни Биас .......... 407

Эмилия Биготтини .......... 409

Лиз Нобле .......... 415

Полина Монтесю .......... 419

Антуан Поль .......... 422

Альбер .......... 424

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН .......... 437