Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ ………. 3

ГЛАВА I………. 5

Первые методические сведения в древнецерковной музыке. Краткий очерк истории русского церковного пения. Певцы и певческие школы. Нотопись. Разъяснение методического и исполнительского значения знамен и помет. Вокализация в древнецерковной музыке: фиты, фитные лица, аненайки, импровизированные фиоритуры. «Русский контрапункт» XVI в. Номенклатура голосов строчного и партесного пения. Первые учебники пения и теоретические трактаты. «Идея грамматики мусикийской» Н. Дилецкого. «Мусикия» дьякона Ив. Коренева. Методические сведения,

выработанные хоровой практикой. Значение хорового пения в деле подготовки русских певцов XVIII столетия.

ГЛАВА II………. 27

Источники стиля русской вокальной музыки. Народная песня (протяжная) как источник кантиленного стиля. Былины и сказы — источники декламационного стиля. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина» — образцы сказительного стиля. Церковное чтение и возгласы, экфонетическая нотация — псалмодическая основа речитатива. Речитатив в опере «Скупой» Пашкевича.

ГЛАВА III………. 35

Декламационный стиль и речитатив. Серов о декламационном стиле у Даргомыжского. Былинный сказ по Римскому-Корсакову. Бытовой речитатив («Женитьба»). Мелодический речитатив. «Каменный гость», «Моцарт и Сальери». Речитатив в ранних романсах. Кантилена в русской народной протяжной песне. Обработки и виртуозные вариации Д. Н. Кашина и И. А. Рупина. Певучая колоратура русских народных песен. Певучая колоратура у М. И. Глинки. Кантилена в русской вокальной музыке. Преимущество русской напевности перед кантиленой bel canto. Вокальные навыки народного пения. Особенности певучей колоратуры перед западноевропейской. Силлабическая кантилена

в русской оперной музыке после Глинки. «Изящный стиль».

ГЛАВА IV………. 52

Краткий очерк развития музыкально-драматического искусства в России. Скоморохи. Церковные «действа». Школьная драма. Первые попытки организации театра. Музыкальный и вокальный элемент первых театральных пьес. Могут ли они считаться предшественниками оперы? Единственная оратория в русской музыкальной литературе — «Минин и Пожарский». Древнейшие образцы сольного пения. «Покаянные» и другие стихи. Псальмы и канты дьяка В. Титова. Светские канты как источники «Российской песни». Г. Н. Теплов и его сборник «Между делом бездельем. Другие сборники российских песен. Романсы Дубянского, Козловского, Бортнянского, Титова.

ГЛАВА V………. 70

Итальянская музыка в России. Интермедии и опера-буфф. Первая опера в России. Арайя и его деятельность в России. Организация придворной капеллы. Глуховская школа пения. Первые русские певцы и певицы. «Цефал и Прокрис» Арайи и Сумарокова. Итальянские певцы и певицы в России в XVIII веке. В. Манфредини и его оперы. Галуппи и его деятельность в России. Русские оперы — «Танюша» Волкова и «Анюта». Паизиелло, Сарти, Чимароза, Мартин-и-Солер. Знаменитые итальянские певцы и певицы — Габриэлли, Тоди, Маркези. Русские оперы, написанные с участием иностранных маэстро. Частные оперные антрепризы в России, их судьба и значение.

ГЛАВА VI………. 85

Культурный уровень общества XVIII века и его отношение к музыке. Яков фон Штелин. Его статья об опере. Значение музыкального дилетантизма. Италомания в тогдашнем обществе. Отношение к опере и театру Екатерины II и Сумарокова. Вторжение в литературу и сюжетику русской оперы национального народного элемента. Политическое и художественное понимание оперы Г. Р. Державиным. Его «Рассуждение о лирической поэзии». Появление крупной буржуазии в русском обществе. Обслуживание ее художественных и музыкальных запросов. «Российский театр» и концерты.

ГЛАВА VII………. 99

Вокальные концерты в Петербурге и Москве. Важнейшие произведения, исполнявшиеся в них. Публичность и общедоступность концертов. Участие в них итальянских певцов и певиц. Тенор Тарквинио, Гертруда Мара. Музыка, посвященная «Отечественной войне». Концерты Каталани и Зонтаг. Мировые певцы в России: Рубини, Виардо. Берлиоз, исполнение его «Реквиема» и отрывков из «Осуждения Фауста». Музыкальные общества и клубы в России. Участие в них «третьего сословия». Филармоническое общество.

ГЛАВА VIII………. 108

Французская комическая опера в России. Труппа Рено. Комическая опера в Смольном институте и в постановках «высшего общества». Публичные спектакли французской труппы. Обновление состава труппы в 1786 году. Французская комическая опера в русском и немецком театрах в Петербурге. Постановки комической оперы в Кусковском театре Шереметева и театре кн. Волконского. Комическая опера при Павле I. Состав труппы дирижера Париса. Русские певцы и певицы, певшие во французской опере. Приезд Буальдье и его труппы. Репертуар ее. Лучшие певицы: Филис-Андрие, Шевалье, Филис-Бертень. Немецкая труппа в России.

ГЛАВА IX………. 117

Учреждение российского театра. Причины, вызвавшие его учреждение. Первые русские певцы и певицы. Е. С. Уранова-Сандунова, ее деятельность и значение в русской опере. Басы-буфф Я. С. Воробьев, А. М. Крутицкий и П. И. Злов. В. М. Самойлов — первый русский тенор. Примадонна Нимф. Семенова. Данные Жихарева о Московской труппе 1805 года. Петербургская труппа XVIII века. А. Ив. Иванова — колоратурное сопрано тенора Г. В. Климовский и В. А. Шемаев. Знаменитый певец О. А. Петров — создатель партий Сусанина и Руслана. Контральто А. М. Воробьева-Петрова — первый Ваня и Ратмир. Колоратурное сопрано M. M. Степанова — первая Антонида и Людмила. Тенор Леонов — первый Сабинин. А. П. Нестеров (Лоди) — уч. Глинки. Ж. Фодор-Менвьель. С. С. Артемовский — бас-баритон. Е. П. Соловьева (Вертейль) — испол-нительница партий Людмилы и Антониды. С. Ф. Шоберлехчер, певица театра la Scala. Сопрано Е. А. Семенова. Булаховы. Д. М. Леонова — выдающееся меццо-сопрано, уч. Глинки. Известный тенор А. С. Бантышев. Лавров Н. В.

ГЛАВА X………. 134

Очерк истории вокального искусства в России на основе художественного и технического роста оперной труппы. Репертуар за первую половину XIX века. Обособление оперной труппы от драматической. Современные отзывы об исполнении. Испытательный период в деятельности оперной труппы. Постановки оперного театра. Первая постановка «Ивана Сусанина». Завершающий период работы оперной труппы под руководством Кавоса. Первая постановка «Руслана». Участие русских певцов и певиц в итальянской опере. Отзыв Рубини.

ГЛАВА XI………. 145

Оперы русских композиторов, поставленные за границей. Французские оперы Бортнянского. Первые русские оперные композиторы и их техническая подготовка. Почему они не писали серьезных опер? Оперы, исполненные русской труппой в XVIII веке. Разбор их с точки зрения вокального стиля, вокальной техники и диапазона. «Цефал и Прокрис» Арайи. Ария Прокрис и речитатив. Опера «Мельник» Соколовского–Фомина — краткий обзор ее вокального содержания. «Федул с детьми» Мартина и Пашкевича; «Редкая вещь» и «Дианино дерево» Мартина-и-Солера. «Иван Сусанин» Кавоса. «Аскольдова могила» Верстовского. Заключение.

ГЛАВА XII………. 161

Первые рассадники вокального искусства в России. Придворная певческая капелла и театральное училище. Краткий исторический очерк этих учреждений. Вокальные педагоги театрального училища. Катерин Кавос и другие. Происхождение придворной певческой капеллы. Государевы певчие дьяки. Хоровое дело в России. Роль хора в распространении вокальной культуры и в опере. Выдающиеся питомцы капеллы. Марк Полторацкий, Дм. С. Бортнянский, М. С. Березовский, П. А. Скоков. Частные вокальные педагоги.

ГЛАВА XIII………. 171

Русская вокально-методическая литература. Общий очерк. Существует ли русская вокальная школа? Попытка Н. Компанейского создать русскую школу на основе «концентрического метода» Глинки. Мнение о ней Даргомыжского. Итальянское и французское влияние в XVIII и XIX веках. Русские авторы, принадлежащие к этим течениям. К. Мазурин, его «Методология пения» и взгляды на вокальную педагогику и искусство. Недостатки русских методических работ.

ГЛАВА XIV………. 180

Русские авторы XIX века. Первая русская «Школа пения» А. Е. Варламова. Краткие биографические сведения об авторе. Классификация голосов. О «переменах» и «соединениях изменений». Диагностика голоса. Дыхание. Упражнения для развития голоса. Рулады и «трилль». Характеристика метода Варламова. Глинка как вокальный педагог. Его упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса. «Этюды» Глинки и методический разбор их. Глинка как певец. Его обучение в Италии с тенором Н. К. Ивановым. Даргомыжский как вокальный педагог. Учебник пения П. К. Бронникова. Теория постановки голоса Ю. Арнольда — обзор метода Ю. Арнольда и оценка его. «Теория постановки голоса» С. Сонки. Взгляды автора на вокальное искусство и методические принципы. Критика теории Сонки.

ГЛАВА XV………. 213

А. М. Додонов и его «Руководство к правильной постановке голоса». Характерные черты метода Додонова. Лекции его о постановке голоса. Идея единого метода. Об упадке вокального искусства. Современные методы преподавания. Меры, рекомендуемые А. М. Додоновым для поднятия вокальной педагогики. Оценка метода А. М. Додонова. «Советы обучающимся пению» И. П. Прянишникова. Дыхание и его развитие. Техника пения. Атака звука. Упор воздушной струи. Регистры и их сглаживание. Прикрытие звука. Филировка звука. О произношении. Оценка работы Прянишникова.

ГЛАВА XVI………. 237

Русские методологи начала XIX столетия. К. Мазурин и его методические взгляды. Попытки создания самостоятельных методов. Н. Компанейский; дальнейшее развитие «концентрического метода». Замечания по поводу методических принципов Н. Компанейского. К. И. Кржижановский, его взгляды на вокальное искусство и педагогику. Его «Вокальное искусство». Главные методические принципы автора. Причины упадка вокального искусства. Заключение и оценка работы К. И. Кржижановского. «Новая теория постановки голоса» В. Л. Карелина. Вопрос о рациональной постановке вокального искусства в России. Реформа преподавания пения на научной основе. Важность функций гортани. Критика метода Карелина С. Сонки. Законы Карелина. Практические указания о постановке голоса. Оценка работы Карелина.

ГЛАВА XVII………. 268

Вокальная педагогика в Петербургской и Московской консерваториях с середины XIX века до Великой Октябрьской социалистической революции. С. И. Габель — продолжение школы. Эверарди — его деятельность, ученики его школы в России. Генриэтта Ниссен-Саломан, ее школа пения и педагогическая деятельность. Н. А. Ирецкая — продолжение школы Ниссен-Саломан. Ее методические принципы и приемы. Московская консерватория. Педагогическая работа А. Д. Александровой-Кочетовой и профессора Дж. Гальвани. Их ученики. Е. А. Лавровская — продолжение школы Ниссен-Саломан в Московской консерватории. В. М. Зарудная-Иванова (школа Эверарди в Московской консерватории). Ее высказывания о школе Эверарди. Умберто Мазетти. Библиографический указатель

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Рукопись XV в. Крюковая, безлинейная нотопись ………. 286

Приложение 2. Образцы вокализации в древнем культовом пении ………. 288

Приложение 3. Вокальные номера из «действ» XVII столетия ………. 290

Приложение 4. Ария Прокрис из первого действия оперы «Цефал и Прокрис» Ф. Арайи и образец речитатива ………. 291

Приложение 5. Ария Саншетты из оперы Бортнянского «Сын-соперник» ………. 294

Приложение 6. Образцы, вокальных партий из «Мельника» Соколовского и Фомина ………. 296

Приложение 7. Образцы обработки русской песни XVIII века из вокальных партий «Федула с детьми», муз. Мартина

и Пашкевича ………. 303

Приложение 8. Образцы вокальных партий из опер Мартина-и-Солера — «Редкая вещь» и «Дианино дерево» ………. 305

Приложение 9. Образец псальма XVII века ………. 308

Приложение 10. «Российская песня» из сборника Г. Н. Теплова ………. 309

Приложение 11. Образец речитатива и дуэт из оратории С. А. Дегтярева — «Минин и Пожарский» ………. 311

Приложение 12. Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса М. Глинки ………. 315

Приложение 12а. Вокализ Глинки и итальянские романсы ………. 320

Приложение 12б. «Школа пения» Глинки (1856) ………. 337