Содержание

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА ………. 3

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА ………. 6

НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА

СТАРАЯ НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА

Глава I ………. 18

Краткий очерк истории вокальной музыки в Германии. Шпильманы, миннезингеры и мейстерзингеры. Многоголосная песня. Генрих Изаак, Людвиг Зеифль, Генрих Финк, Ганс Гасслер. Духовные песни. Стремления к точному выявлению текста. Проникновение в Германию stilo recitativo. Генрих Шютц. «Дафна». Другие образцы этого стиля в оперной и камерной музыке. Гомофонная песня от Г. Альберта до Йог. Цумштеега. Гамбургская

опера. Кастраты в Германии. Дальнейшее развитие вокальной музыки: Гендель и Бах. Характеристика их вокального стиля

Глава II ………. 50

Подготовительный период истории вокальной методологии от Мартина Агриколы, Гейдена Зебальда и Адриана Кокликуса до Германа Финка. Образцы диминуцио. Первый период. М. Преториус, Крюгер и Гербст. Христоф Бернгардт. Von der Singkunst oder Manier. Три вида искусства пения

Глава III ………. 69

Второй период истории вокальной методологии. Иоган Фридрих Агрикола и его Anleitung zur Singkunst. О дыхании и регистрах. О произношении. Об украшениях в пении. Третий период. Йог. Адам Гиллер. Зингшпиль. Anweisung zum zierlichen Gesang. Дыхание, атака звука. Регистры. Требования к диапазону. О произношении. О каденциях и трели. Петер Винтер и его Vollstдndige Singschtile. Другие авторы. Нерлих. Заключение

НОВАЯ НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА

Глава IV. Вступление ………. 93

Глава V ………. 99

Итальянское течение в новой немецкой школе. Фердинанд Зибер и его метод преподавания. Дыхание. Атака звука. Регистры и их сглаживание. Филировка звука. Формы исполнения. Юлиус Штокхаузен, его Gesungsmethodeи Gesangstechnik. Двенадцать параграфов. Формы исполнения. Оценка метода Штокхаузена

Глава VI ………. 135

Гуго Гольдшмидт и его Handbuch der deutschen Gesangspädagogik. Эклектичность метода. Положение гортани. Типы дыхания. Регистры. Обучение женских и мужских голосов. Авг. Ифферт. Лилли Леман «Мое искусство петь». Заключение

ШКОЛА ПРИМАРНОГО ТОНА В ГЕРМАНИИ

Глава VII ………. 160

Причины возникновения школы примарного тона и ее цели. Определение термина «примарный тон», его виды. Метод Фридриха Шмитта. Его «Grosse Gcsangschule für Deutschland». Отношения к Вагнеру. Значение Ф. Шмитта в вокальной педагогике

Глава VIII ………. 170

ЮлиусГей, его«Deutscher Gesangunterricht». Особенности примарного тона Гея. Дыхание. Фонический нулевой пункт. Положение гортани. Резонаторы «Золотой мост». Нейтрализация гласных. Регистры и их сглаживание. Классификация голосов. Педагогическая деятельность Гея. Дальнейшая история учения о примарном тоне

Глава IX ………. 185

Мюллер-Брунов и его понимание вокального искусства и педагогики. Определение примарного тона. Tonbildung oder Gesangunterricht? Выработка примарного тона. Значение гласных и согласных и их применение для этой цели. Оценка метода Мюллер-Брунова. Другие течения в школе примарного тона. Зига Гарсо. Вагенманн и Армин. Пауль Брунс и его «Neue Gesangmethode». Акустические признаки примарного тона. Его определение и свойства по Брунсу. Заключение

ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА

НОВАЯ ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА

Глава X ………. 210

Вступление. Характерные методические признаки новой итальянской школы. Ее современное состояние и характеристика. Дж. Сильва «Maestro di canto». Фонетические особенности итальянской школы. Переходное время. Франческо Флоримо и его Metodo di canto, как работа, характерная для этого времени

Глава XI ………. 224

Франческо Ламперти. Его теоретические труды. L’arte del canto. Методические указания: положение корпуса. Appoggio dellavoce, дыхание, атака звука, регистры, характеристика различных голосов. Недостатки голоса. Предпочтение вокализации. Беглость и мелизмы. О формах исполнения, филировке и произношении. Фразировка и исполнение. Оценка метода Ламперти. Metodo teorico-pratico Луиджи Аверса, как переходная ступень к Карелли.

Глава XII ………. 244

Дж. Гальвани, анахроничность его «Observations pratiques».  Л. И. Джиральдони. Аналитический метод воспитания голоса и другие его работы. Положение гортани. Диафрагматическое дыхание, lutte vocale, упражнения в дыхании. Атака звука. Упражнения. Регистры. Положение языка и значение мягкого нёба. Машинка Джиральдони. Оценка метода

Глава XIII ………. 257

Ближайший к нам период новой итальянской школы. В. Карелли и его «L’arte del canto». Особенности метода Карелли. Тембры и регистры. Применение гласных и динамических оттенков. Appoggiolaringeoи sopralaringeo. Филировка. Магрини«Arte el tecnica del canto». Изучение гласных и нейтрализация их. Взгляд на регистры и резонаторы. Сглаживание регистров, Voce chiusa. Константини: La voce humana. Методы исправления недостатков

голоса. Дыхание. Атака и упражнения. Регистры и их сглаживание. Дж. Сильва «Il Maestro di canto». Свойства метода. Способности ученика. Классификация и диагностика голосов. Свойства певческого звука. Дыхание. Вокализация

ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА

НОВАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА

Глава XIV ………. 282

Введение. Главные черты новой французской школы. Доклад Мандля, Мажанди и Флуранса о диафрагматическом дыхании и его значение в вокальной педагогике. Обзор педагогической и вокальной литературы. Научная литература. Влияние материалистической философии XVIII в. на научную и педагогическую работу. Стиль французской вокальной музыки XIX в. Метод Луиджи Лаблаша, как переходный от старой школы к новой

Глава XV ………. 302

Генрих Панофка, его «L’arte del canto». Взгляды его на вокальную педагогику и учителей пения. Предисловие д-ра Сегонда. Дыхание. Подача голоса. О регистрах и их сглаживании. Трель. Особенности метода Панофки. Стефан де ля Маделэн и его труды по физиологии и педагогике и краткая биография. О дыхании и голосообразовании. Регистры и их таблица. Описание твердой атаки звука. Ограничение упражнений в вокализации и отрицание вокализов. Филировка и трель. Применение техники к пению. Значение колоратуры. Взгляды автора на вокальную педагогику и требования его к педагогу

Глава XVI ………. 322

Последователи метода Гарсиа: М. Маркези и Г. Ниссен-Саломан. Эверарди. Его значение для русской вокальной педагогики и искусства. Метод Эверарди по данным Вайнштейна, Зарудной и Салиной и воспоминаниям певцов. Метод Эверарди, как синтез новой французской и итальянской школ

Глава XVII ………. 332

Жан Батист Фор. Его «La voix et le chant». Его взгляды на вокальное искусство и педагогику. Фор, как реформатор в вокальной педагогике. Детские голоса. Классификация голосов. Метод Фора. Твердая атака. Вокализация на темные гласные. Дыхание. Регистры. Отношение к вокализам. Формы исполнения. Трель. О колоратуре. Связанное и выдержанное пение. Филировка. Виды речитатива

Глава XVIII ………. 356

Делле-Седие, его «L’art lyrique». Попытка акустического обоснования формирования голоса. Применение динамических оттенков. Сглаживание регистров; четыре серии упражнений. Филировка. Особенности метода Леона Мельшиседека. Отрицание грудного регистра. Формирование звука на темных гласных. Упражнения. Важность формы ротового отверстия

НОВЕЙШИЕ ТЕЧЕНИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Глава XIX ………. 368

Рауль Дюгамель. Три направления в современной вокальной школе. Ограничение вокализационной школы. Фонетика. Физиологическая, эстетическая и техническая ошибка применения вокализов. Эмоциональный тембр как важнейший принцип голосообразования. Изучение гласных и вокализации на основе динамической фонетики. «Nouvelle méthode pratique» Дюгамеля и Фюжера. Выработка эмоционального тембра и резонанса. Сен-Жаниего«Méthode de chant d’après les lois de la nature». Особенности регистровой теории. Voix relâchée. Значение зевка.

Типовые коэффициенты. Оценка метода Сен-Жана. П. Дюпре — последователь Фора и Мельшиседека. Pavillon vocale. Общие выводы по поводу новой французской школы. Преемственность и взаимная связь вокальных школ

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Глава XX ………. 400

Современный вокальный педагог, его задачи и предъявляемые

к нему требования. Проблемы вокальной педагогики. Новая итальянская школа как средство оздоровления русской педагогики. Доказательства. Родственность фонетики русского и итальянского языков. Способность русского голоса к усвоению итальянской школы. Русские выдающиеся певцы. Выводы: наиболее целесообразные методические принципы. Дыхание и appoggio. Его определение Гуго Штерном. Атака звука. Значение стробоскопии для изучения работы связок. Положение гортани

Глава XXI ………. 417

С чего начинать обучение? Применение гласных и согласных. Акустические данные. Примарный тон. Прикрытие звука и voix mixte sombrée. Упражнения Карузо. Сглаживание регистров. Механизм нёбных дужек. Пение «в маску». Метод формирования голоса О. Иро. Резонанс. Таблица соотношений резонанса. Дикция. Каков должен быть современный метод преподавания пения

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Неизвестный автор «Philotliea» (1643) ………. 453

Приложение 2. Рейнгард Кейзер:

а) ария Октавии (1705–1706) ………. 455

б) образец колоратуры из «Printz Jodelet» (1726) ………. 456

Приложение 3. Иог. Адам Гиллер. Ария из оперы «Lucio Vero»

Саккини с украшениями Гиллера (1778) ………. 458

Приложение 4. Йог. Рейхардт. «Erlkönig» (1809) ………. 460

Карл Цельтер. «Ich denke dein» ………. 461

Приложение 5. Юлиус Гей. Упражнения для выработки произношения (1886) ………. 462

Приложение 6. Диаграмма преемственности и взаимной связи вокальных школ ………. 464

БИБЛИОГРАФИЯ ………. 466