Оглавление

Предисловие ………. 5

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. БАЛЕРИНА ИЗ ДИНАСТИИ КРЕПОСТНЫХ

ГЛАВА I. ДЕТСТВО И ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ………. 9

Приезд в Петербург. — Родители. — Первые впечатления о балете. — Анна Павлова. —Поступление в школу. — Учителя: Преображенская, Монахов, Семенов, Леонтьев, Чекрыгин, Ивановский. — Руководители училища и преподаватели теоретических дисциплин. — Школьный быт. — Выпускной спектакль и отклики прессы.

ГЛАВА II. НАЧАЛО АРТИСТИЧЕСКОГО ПУТИ ………. 28

Начало работы в театре и первые выступления. — Летние гастроли. — Их значение. — Дебют в Мерседес. — Работа с Монаховым. — Новые сольные партии. — «Молодой балет». — Участие в «левых концертах». — Энтузиасты-бессребреники, сохранившие балет. — Приглашение Дягилева, отказ и поездка в деревню. — Учеба в институтах экранного искусства и театра и музыки. —Преподаватели. — Краткие итоги первых лет деятельности.

ГЛАВА III. НОВЫЕ РОЛИ И НОВЫЕ ДЕЛА ………. 52

Новые роли, созданные для Стуколкиной. — Общественная деятельность. — Защита балета от нападений критиков справа и слева. — Помощь Сергея Мироновича Кирова театру. — Руководители балета Ф.Лопухов и А.Ваганова. — Успехи и неудачи. — Начало педагогической деятельности. — Краткие итоги пятнадцати сезонов работы в театре.

ГЛАВА IV. БЛЕСТЯЩИЕ ДОВОЕННЫЕ СЕЗОНЫ ………. 67

Деятельность Л.М.Лавровского. — Новые роли, созданные для Стуколкиной. — Поездка на финский фронт. — Формирование танцевального дуэта. — Творческая помощь товарищам по театру. —«Московская декада». — Скульптор Е.А.Янсон-Манизер. — Этические  нормы  актрисы. — Ее  выступления  в печати  с мыслями о балетном искусстве. — Военно-шефская поездка на Украину. — Последние премьеры мирного времени.

ГЛАВА V. В ЭВАКУАЦИИ И НА ФРОНТЕ ………. 83

Годы  в эвакуации. —  Первые  выступления  на  молотовской  сцене. — Роль Айши в «Гаянэ». — Подготовка концертной программы. — Поездка на фронт и шефская работа в тылу. — Письмо с фронта. — Парадоксы концертных программ театра. — Опыты педагогической и балетмейстерской работы в хореографическом училище. — Трудности быта и безвластие в коллективе балета. —Приезд Лавровского. — Возвращение в Ленинград.

ГЛАВА VI. АКТРИСА И ПЕДАГОГ ………. 98

Радость встречи с непокоренным городом. — Первые спектакли на ленинградской сцене. — Отдых в «Чародейке». — Давно заслуженное звание. — Забота о судьбе своих товарищей и о будущем коллектива. — Класс характерного танца в балетной труппе. — Образ Стеши в «Родных полях» и выступления в защиту спектакля. — Юбилей — признание коллег. — Начало преподавания в хореографическом училище.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. БАЛЕТ – СУДЬБА МОЯ

ГЛАВА I. ДЕТСТВО ДОБАЛЕТНОЕ ………. 123

Мои родители. — Мама — глава семейства. — Длительные гастроли. — Театральный ребенок. — Возвращение в Ленинград. — Поиски жилища. — Учеба в трудовой школе и музыкальном техникуме. — Первые впечатления о балете. — Поступление в хореографический техникум.

ГЛАВА II. ТРИДЦАТЫЕ в ЛГХТ ………. 129

Общая атмосфера жизни хореографического техникума. — Наши учителя. — Директор Е.И. Чесноков и его соратники. — Забота о детях. — Связь с окружающим миром. — Демократизм отношений педагогов и учеников. — Дружба народов, познанная не по книгам. — Мои выступления на сцене и первые постановки. — Значение  создания  школьных  спектаклей. —  Прощание  с училищем. — Выпускной спектакль.

ГЛАВА III. ДВА ДОВОЕННЫХ СЕЗОНА ………. 149

Кировский театр на подъеме. — Мы — артисты. — Первые роли и первые впечатления. — Примеры  высокого  профессионализма. — Работа  с молодыми  кадрами и молодежные смотры. — Творческая встреча с Н.М. Стуколкиной. — Наши первые концертные номера. — Балет «Ромео и Джульетта». — Отношение театра к классическому наследию. — «Московская декада». — Занятия с балетмейстером отделения ЛГХУ. — Преподаватели. — Аоенно-шефская поездка. — Последние дни мира.

ГЛАВА IV. С ТЕАТРОМ – В ТЫЛУ, С БРИГАДАМИ – НА ФРОНТЕ ………. 169

Начало  войны. —  Поездки  в действующую  армию. — Эшелон  отправляется  на Урал. — Начало работы в новых условиях. — Открытие сезона. — Выступления в частях Уральского военного округа. — Восстановление репертуара. — Демонстрация в день 24-й годовщины Октября. — Поездка на Калининский фронт. — Концерты, незабываемые встречи, фронтовые впечатления. — Оценка деятельности артистической бригады.

ГЛАВА V. СНОВА В МОЛОТОВЕ ………. 187

Премьера «Гаянэ». — Роль курда. — Пожар в театре. — Моя постановочная работа в хореографическом училище. — «Волшебная флейта». — Отдых на пароходе. — Весть о прорыве ленинградской блокады. — Перевод Лавровского в Большой театр. — Сообщение о скором возвращении в родной город. — Прощальный концерт. — На пути домой.

ГЛАВА VI. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЛЕНИНГРАД ………. 206

Первые впечатления о городе. — Окончание ремонта театра и открытие сезона. —  Главный  балетмейстер  Ф. В. Лопухов. —  «Лебединое  озеро»  и текущий репертуар. — День Победы и марш защитников города. — Наш творческий вечер в Филармонии. — Танцы в «Дубровском». — Танцы в «Иване Болотникове». — Художественный руководитель П. Гусев. — Творческий клуб. —Дискуссия о традициях  и культуре  ленинградского  балета. —  Назначение  К. Сергеева  главным

балетмейстером.

ГЛАВА VII. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ» ………. 221

Возникновение замысла. — Пушкин и Лядов. — Работа с композитором В.М. Дешевовым. — Краткий сценарий балета. — Хореографическое решение. — Поездка в село Палех и начало работы с бригадой палешан. — Особенности художественного оформления  балета. — Атака  на  молодого  балетмейстера. — Успех  премьеры. — Пресса. — Постановка «Сказки» на сценах Белоруссии и Узбекистана.

ГЛАВА VIII. «РОДНЫЕ ПОЛЯ»: ПРАВДА И ВЫМЫСЛЫ ………. 235

Мечта о современном балете. — Пожелание Н. П.Ивановского. — Танцевальный номер  «Дружба». —  Поиски  сюжета. —  Предложение  Н. Т. Канина. — Музыка Н. П. Червинского. — Литературный первоисточник. — Актуальность идеи. — Краткое содержание балета. — Художник И. П.Веселкин. — Трудность поставленной задачи. — Подготовительная работа. — Поездки в Воронежскую область и на Украину. — Поиски новой хореографической лексики. — Действенный танец. — Курьезные требования. — Пагубность приглашения драматического режиссера. — Успех

премьеры. — Отзывы публики и прессы. — Начало травли спектакля. — Бурная дискуссия. — Поддержка зрителей. — Вторая редакция балета. — Положительные оценки в ленинградской прессе и на всесоюзном совещании хореографов.

ГЛАВА IX. ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ПЯТИДЕСЯТЫХ ………. 257

Штрихи жизни балетной труппы. — «В Париж! в Париж!» — Письмо в «Правду». — Начало калейдоскопа худруков: К. Сергеев, Ф.Лопухов, Б. Фенстер, Ю. Григорович и снова  К. Сергеев. — Мои  постановки  в Театре  музыкальной  комедии. —  Незаконченная работа над балетом «Седая девушка». — «Красный цветок» и его хореографическое решение. — Художник М. П. Бобышев. — Сжатые сроки подготовки спектакля. — «Адовая репетиция». — Премьера. — Отклики прессы. — всесоюзное совещание хореографов. — Новый директор разгоняет творческие кадры.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ВМЕСТЕ ПО РОДНОЙ СТРАНЕ

ГЛАВА I. В ТЕАТРАХ УКРАИНЫ ………. 275

Приглашение на постановку в Киев. — Танцы в опере «Руслан и Людмила». — Режиссура В.М. Скляренко. — Действенная роль хореографических сцен. — Сильный состав исполнителей премьеры. — Отзыв «Советской культуры». — «Корсар». — Советы ленинградских ветеранов. — Принцип подхода к реставрации балета. — Сценография М. П. Бобышева. — Мнение художественного совета. — «Шопениана» в Киевском хореографическом училище. — Приглашение во Львов. — Впечатления о городе, театре и о балетной труппе. — Директор Н.И. Кулий. — Художник Ф. Ф. Нирод. — «Красный цветок». — О постановке «Испанского каприччио» и «Дон Кихота». — Оценки прессы. — Спектакль «Раймонда» в Одессе. — «Странный» директор и балетная труппа.

ГЛАВА II. БЕЛОРУССКИЕ СЕЗОНЫ ………. 291

Приезд в Ленинград директора Белорусского театра П.В.Люторовича. — Работа в Минске. — Совершенствование профессионального мастерства балетной труппы. — Репертуарная политика. — «Мечта» — первый белорусский балет на современную тему. — Рождение спектакля и отклики прессы. — Обновленный Минск. — Балет «Свет и тени». — Необычная тематика и ее хореографическое воплощение. — Балеты «Болеро» и «Тристан и Изольда». — Отчетные гастроли вмоскве. — Прием в Кремле. — Признание успехов балета и присвоение театру звания «Академический».

ГЛАВА III. В СЕРЕДИНЕ ШЕСТИДЕСЯТЫХ ГОДОВ: ДЕЛА ЛЕНИНГРАДСКИЕ ………. 312

Создание книги «Четыре экзерсиса» (Уроки характерного танца). — Отзывы читателей. — Балет «Озорные частушки». — Сюжет, рожденный музыкой. — Победа на Всесоюзном фестивале и мнения рецензентов. — «Неугодные балетмейстеры» и расправа с ними в печати. — Выступления ведущих хореографов. — Моя статья «Балетные «теории» и жизнь». — Отклики на статью. — Телеграмма из Узбекистана.

ГЛАВА IV. В ГЛАВНОМ ТЕАТРЕ УЗБЕКИСТАНА ………. 328

Первые впечатления о Ташкенте и театре оперы и балета. — Мухтар Ашрафи. — Обязанности главного балетмейстера ГАБт УзССР. — «Сказка о мертвой царевне» и национальные балеты. — «Амулет любви». — Гастроли в Москве. — Фольклор. — «Живое пламя». — Герой балета — народ. — Либретто, подсказанное стихами узбекских поэтов. — Решение спектакля в жанре хореографического плаката. — Пресса и обсуждение. — Национальные кадры. — Правительственная телеграмма из Минска.

ГЛАВА V. СНОВА В СТОЛИЦЕ БЕЛОРУССИИ ………. 340

Знакомство с чиновником. — Встреча с начальством и согласие вернуться в Минск. —

«Дворцовый переворот» в министерстве и перемены в руководстве театра. — Попытки

вернуть творческую активность артистов балета. — Вечер одноактных спектаклей и тематический  концерт  «Молодой  балет  Белоруссии». —  Статья  «Расправляя крылья». — Недовольство «обломовых». — Постановка «Раймонды». — Премьера и отзыв прессы. — «Хоровод» для правительственного концерта. — Вмешательство министра. — Первые гастроли Белорусского балета в Москве. — Успех. — Мнения зрителей и мастеров хореографии.

ГЛАВА VI. В ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………. 351

«Лебединое озеро» в Улан-Удэ. — Приезд в столицу Чувашии. — Национальный балет «Чудесная вышивальщица». — «Любовью за любовь» и другие постановки. — Чебоксары молодеют. — «Последний дар русской культуры». — Выступления в печати против унижения идеалов и разрушения эстетики русского искусства. — Репертуарные  утраты. —  Наши  статьи  в журналах  и практическая  деятельность в защиту характерного танца. — «Болеро» в Набережных Челнах. — Творческая работа с молодежью Кировского театра. — «Дерзанья юности и мудрость зрелых лет». — Источник достижений балета.

ПАМЯТЬ ЖИВА В УЧЕНИКАХ ………. 369

СПИСОК ПОСТАНОВОК А.Л.АНДРЕЕВА ………. 377