Содержание

О автора .......... 3

ВВЕДЕНИЕ

Предмет методики преподавания игры на скрипке .......... 7

Роль педагога как воспитателя .......... 9

О работе и свойствах мышц в процессе обучения игре па скрипке .......... 11

Условия образования навыков (рефлексов) .......... 18

О заинтересованности и внимании .......... 22

Память и ее развитие .......... 28

Об индивидуальном подходе к ученику .......... 33

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Приемные испытания .......... 40

Первая встреча педагога с учеником и ее значение .......... 44

Беседа с родителями .......... 47

Построение урока при работе с начинающим учеником .......... 48

Постановка рук .......... 50

Работа над развитием слуха в классе по специальности .......... 63

Интонация .......... 68

Индивидуальный план .......... 72

Требования к учащемуся в конце первого класса .......... 73

О музыкальном образе .......... 74

ВТОРОЙ КЛАСС

Основные задачи .......... 79

Первые занятия после летнего перерыва .......... 79

Учебно-художественная литература .......... 80

Штрих деташе (detache) .......... 81

Штрих легато (legato) .......... 83

Элементарные динамические оттенки .......... 84

О. Ридинг. Концерт си минор, часть I. Разбор технических трудностей .......... 85

Самостоятельная работа ученика .......... 88

ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАССЫ

Основные задачи .......... 91

Изучение позиций и переходов .......... 91

О работе над новым произведением .......... 97

Ф. Зейтц. Концерт соль мажор, часть I. Разбор технических трудностей .......... 99

Четвертая и пятая позиции .......... 101

Первоначальное изучение двойных нот .......... 102

Изучение аккордов .......... 104

Штрих мартеле (martele) .......... 105

О вибрации .......... 105

ПЯТЫЙ И ШЕСТОЙ КЛАССЫ

Шестая позиция .......... 109

Работа над техникой .......... 109

Изучение седьмой и вышележащих позиций .......... 110

О гаммах .......... 112

О навыке чтения нот с листа .......... 120

Трель и работа над ее развитием .......... 125

Дж. Виотти. Концерт № 23, часть I. Разбор технических трудностей .......... 127

Штрих стаккато (staccato) .......... 130

СЕДЬМОЙ КЛАСС

Основные задачи .......... 132

Примерная учебно-художественная литература .......... 132

Требования, предъявляемые к ученику по окончании седьмого класса .......... 134

Выбор программы и подготовка ученика к выпускному экзамену .......... 135

Подготовка ученика к публичным выступлениям .......... 136

Работа над художественным произведением .......... 146