Содержание

ОТ АВТОРА ………. 5

ВВЕДЕНИЕ ………. 7

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Глава 1. ОБЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДРАМЫ ………. 20

Глава 2. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ДРАМЕ ………. 27

§ 1. Роль теории ………. 27

§ 2. Восточные учения о драме ………. 28

§ 3. Западная теория драмы ………. 39

§ 4. Различия восточного и западного театров ………. 42

Глава 3. ТЕКСТ ………. 45

§ 1. Функции драматургического текста ………. 45

§ 2. Язык персонажей ………. 47

§ 3. Дискурс ………. 51

§ 4. Драматургический текст ………. 53

§ 5. Подтекст ………. 63

§ 6. Контекст ………. 65

§ 7. Нарративные инстанции ………. 69

§ 8. Ориентация изложения ………. 71

§ 9. Кумулятивная функция языка (Язык как средство хранения  культурно-исторической информации) ………. 77

§ 10. «Ситуация высказывания» ………. 80

§ 11. «Болезнь языка» ………. 83

§ 12. Анализ текста ………. 84

Глава 4. КОНФЛИКТ ………. 88

§ 1. Драматический конфликт как категория ………. 88

§ 2. Природа конфликта ………. 91

§ 3. Виды конфликтов ………. 95

§ 4. Эволюция и типология конфликта ………. 96

Глава 5. СОБЫТИЕ ………. 120

§ 1. Неоднозначность в вопросе определения события ………. 120

§ 2. Границы восприятия события ………. 123

§ 3. Природа события. Событие как драматическая категория ………. 126

Глава 6. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ «СЮЖЕТ— ФАБУЛА» ………. 131

§ 1. К вопросу о фабуле и сюжете ………. 131

§ 2. Сюжет ………. 132

§ 3. Фабула ………. 135

Глава 7. КОМПОЗИЦИЯ ………. 140

§ 1. Понятие драматургической композиции ………. 140

§ 2. Структура композиции ………. 145

§ 3. Части композиции ………. 147

§ 4. Законы композиции ………. 152

§ 5. Виды драматических композиций ………. 153

§ 6. Диспозиция и композиция ………. 156

Глава 8. КОНСТРУКЦИЯ ДРАМЫ ………. 160

§ 1. Внутренняя конструкция ………. 160

§ 2. Внешняя конструкция ………. 164

Глава 9. О ЖАНРЕ ………. 166

§ 1. К вопросу об определении жанра ………. 166

§ 2. Процесс развития жанрового деления в живописи и музыке ………. 169

§ 3. «Трагическое» и «комическое» как эстетические категории ………. 175

§ 4. Характеристика основных драматургических жанров ………. 176

§ 5. Системный подход в определении жанра ………. 186

§ 6. Морфология жанров ………. 188

Глава 10. ФОРМА ………. 193

§ 1. О форме и содержании ………. 193

§ 2. Анализ формы ………. 195

§ 3. Формы театральные ………. 197

Глава 11. ВОПРОСЫ ПОЭТИКИ ………. 203

§ 1. Организация смысла в драматургическом произведении ………. 203

§ 2. Заглавие и смысл ………. 205

§ 3. Символ ………. 211

§ 4. Знак ………. 214

§ 5. Код в театре ………. 218

§ 6. Амплуа ………. 221

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АНАЛИЗ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Глава 1. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ………. 234

§ 1. Определение понятий «тема» и «идея» ………. 234

§ 2. Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматургического произведения ………. 239

§ 3. Взаимоотношение и взаимосвязь художественно-образной системы и понятий «тема» и «идея» ………. 240

§ 4. Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции ………. 242

Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ ПЬЕСЫ ………. 245

§ 1. О разнице «метода действенного анализа пьесы и роли» и «анализа действия пьесы» ………. 245

§ 2. История создания метода действенного анализа ………. 246

§ 3. Основные этапы в анализе действия пьесы ………. 250

Глава 3. ФОРМАЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ………. 263

§ 1. Форма изложения материала ………. 264

§ 2. Анализ формального построения ………. 268

§ 3. Элементы анализа ………. 273

Глава 4. АКТАНТНАЯ МОДЕЛЬ ………. 287

§ 1. История создания ………. 287

§ 2. Характеристика элементов модели ………. 291

§ 3. Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа, его демультипликация и синкретизм ………. 296

§ 4. Место актантной модели в системе анализов драматургического произведения  ………. 300

§ 5. Особенности и затруднения в практическом применении актантной модели  ………. 302

Глава 5. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДРАМЫ ………. 304

§ 1. Действенный анализ К. С. Станиславского ………. 304

§ 2. Драматургический анализ С. Балухатого ………. 304

§ 3. Действенный анализ пьесы А. М. Поламишева ………. 307

§ 4. Структурный анализ ………. 308

Глава 6. СИСТЕМА АНАЛИЗА ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ………. 309

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОТ ДРАМЫ К СЦЕНИЧЕСКОМУ ВОПЛОЩЕНИЮ

Глава 1. НА ПУТИ К СЦЕНЕ ………. 316

§ 1. Драма как литература («драматическая литература») ………. 316

§ 2. Драматургия как система сценических возможностей ………. 318

§ 3. Толкование (трактовка) пьесы ………. 320

§ 4. О сценических возможностях и законах театра ………. 322

§ 6. Потери и приобретения на пути от текста к сцене ………. 330

Глава 2. ИНСЦЕНИРОВКА ………. 332

§ 1. Инсценировка как особый вид драматургической деятельности ………. 332

§ 2. История возникновения и развитие ………. 333

§ 3. Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую ………. 345

§ 4. Этапы работы над инсценировкой ………. 347

Глава 3. ДРАМА КАК НЕПРЕРЫВНО РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ПРОЦЕСС ………. 349

Греческий театр ………. 350

Римский театр ………. 352

Средневековый театр ………. 354

ТеатрРенессанса………. 357

Commedia dell—arte ………. 358

Золотой век испанской драмы ………. 359

Английский театр эпох Елизаветы и реставрации ………. 361

Драматургия французского классицизма ………. 364

Театр XVIII века ………. 367

Драматургия XIX века ………. 367

Русская драматургия ………. 375

Драматургия ХХ века ………. 380

БИБЛИОГРАФИЯ ………. 388

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ………. 391

УКАЗАТЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ………. 394

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ………. 395

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ТАБЛИЦА-СХЕМА «ПОЭТИКИ» АРИСТОТЕЛЯ ………. 398

2. СИНХРОННАЯ ТАБЛИЦА ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ………. 405