Содержание

От автора ………. 3

Тема 1. Предварительные сведения ………. 5

Певческая книга как часть книжной культуры. Соединение в  певческой книге двух феноменов: книжности и  музыкальной письменности. Литургические книги византийского мира. Появление невменной нотациилитургических книгах. Формирование корпуса гимнографических книг. Переводческая деятельность Кирилла и  Мефодия (Великая Моравия), творчество их учеников и последователей (Болгарское царство). Источники изучения певческих книг. Певческие кодексы. Палеография, оформление, структура певческих книг. Документальные источники  — монастырского и церковного имущества. Периодизация.

Тема 2. Гимнографические книги X–XI вв. ………. 26

Появление книг в Древней Руси. Сопоставление начального и современного этапов развития книжности как граничных. Образ книги в древнерусских песнопениях. Сохранившиеся книги достудийской эпохи: Ильина книга и Путятина Минея. Триодь Моисея Киянина — книга более позднего периода, достудийского извода. Гипотеза о  существовании Параклитика и Кондакаря в достудийскую эпоху. Сведения о  книгописании. Реконструкция минимального богослужебного набора.

Тема 3. Гимнографические книги эпохи Студийского устава (общая характеристика) ………. 46

Система гимнографических книг по Студийскому уставу.  Классификация Н. В. Заболотной:  справочно-певческие и  служебно-певческие книги. Структурообразующий принципы гимнографических книг: календарь и жанр.

Тема 4. Гимнографические книги XI–XIII вв. ………. 50

Принятие Студийского устава. Исправление книг в Киево-Печерской лавре в конце XI в. Репертуар книг конца XI–XIII вв.: Минеи, Триоди, Ирмологий, Стихирари месячный и  постный, разновидности Октоиха, Кондакарь. Фогнетическая редакция словесного текста: старое истинноречие. Способы нотирования. Палеографические особенности книг. Декор. Тератологический орнамент. Формирование кодекса: кодекс-книга. Организация книгописание. Киев, Новгород. Комплексы книг одного скриптория.

Тема 5. Гимнографические книгиконца XIII–XIV вв. ………. 71

Исправление книг в  70–80-е гг. XIII  в. Собор 1274 г. Репертуар книг. Исчезновение Кондакаря и распространение Октоиха. Ненотированные списки справочно-певческих книг. Палеографические особенности: палимпсепст. Создание сборников. Псков как центр певческой книжности. Епифаний Премудрый и его Стихирарь месячный.

Тема 6. Певческие книги эпохи Иерусалимского устава (общая характеристика). ………. 90

Принятие Иерусалимского устава и  его отличия от Студийского в  области богослужебного пения. Новая категория музыкальной культуры — роспев. Новая система певческих книг.

Тема 7. Возрождение музыкальной письменности в 1-й половине XV в. ………. 99

Кодекс, включающий два Стихираря и песнопения Октоиха, избранные составы книг. Монастыри как центры музыкального книгописания. «Стилевой перелом». Возможное время и  место проведения реформы. Репертуар песнопений, согласованный с  Иерусалимским уставом; раздельноречие; реформа нотации; изменение редакции словесного и музыкального текста. Литургическое последование — основной принцип строения книг. Кодекс, демонстрирующий черты перелома.

Тема 8. Певческие книги конца XV–1-й половины XVI в. ………. 121

Рост репертуара песнопений. Разделы неустойчивого состава. Декор певческой книги, старопечатный стиль. Книги традиционные (Стихираи месячный и  постный, Ирмологий) и  новые (Октоих Иерусалимской редакции, Праздники, Обиход). Формирование монастырских библиотек. Выдающиеся книгописцы: Гурий Тушин.

Тема 9. Певческие книги 2-й половины XVI– 1-й половины XVII в. ………. 138

Стоглавый собор. Певческая книжность как государственное дело. Палеографические особенности певческих книг, развивающие черты предыдущего периода. Изменения в  нотации: увеличение тайнозамкненности, киноварные Шайдуровы пометы. Энциклопедические кодексы, Стихирарь «дьячее око». Певческие книги знаменного роспева. Певческие книги путного роспева, кодекс Логина Шишелова (Коровы). Демественник. Обиход  — книга разных роспевов. Певческие книги строчного многоголосия. Структурные принципы певческих книг: народный календарь, ранг праздника. Процесс работы над певческим кодексом. Центры книгописания: монастыри и  хоры. Мастера певческого книгописания: инок Христофор, Логин Корова. Монастырские книжные собрания, строгановская библиотека.

Тема 10. Певческие книги Великогокняжества Литовского. ………. 197

Источники по изучению певческих книг на землях Киева и ВКЛ. Киевский роспев, родственный знаменному. Книга Ирмологион. Пятилинейная нотация. Типы структуры. Декор. Переписчики Ирмологиона. Проникновение Ирмологиона на московские земли. Издания Ирмологиона.

Тема 11. Исправление певческих книг во 2-й половине XVII в. ………. 221

Подготовка реформы  — критика раздельноренчных текстов. Первая комиссия 1652 г., исправление текстов. Печатный ненотированный Ирмологий 1657 г. Вторая комиссия. Ее состав, задачи: подготовка к  изданию книг. Новая редакция песнопений, раскрытие тайнозамкненных оборотов. Реформа нотации: введение помет и  признаков. Исправление Ирмология. Исправление других книг после работы комиссии. Библиотека Печатного двора. Начало научного осмысления истории певческих книг.

Тема 12. Певческие книги последней трети XVII в. ………. 237

Традиционное палеографической оформление рукописей, нотация с киноварными пометами и признаками. Нотации. Двоезнаменники. Центральная книга — Обиход. Певческие книги знаменного роспева. Певческие книги строчного многоголосия. Утрени двунадесятых праздников греческого роспева. Партесные обработки (постоянное многоголосие). Ирмологион  — книга киевского роспева. Новая система певческих книг. Сохранение в  репертуаре «старых переводов». Книгописные центры. Соловецкий монастырь, Москва, Вологда. Богослужебные наборы и библиотеки.

Тема 13. Певческие книги XVIII в. синодальной традиции ………. 263

Развитие монодии в Новое время. Общие и индивидуальные черты оформления певческой книги в  синодальной и  старообрядческой традициях. Полный переход на пятилинейную нотацию и  ее особенности. Корпус книг знаменного роспева. Греческий роспев и его книги. Ирмологион. Постоянное многоголосие. Книги разных роспенвов  — Обиход и Праздники. Центры создания и бытования певческих книг. Формирование библиотек.

Тема 14. Нотопечатание ………. 296

Документы по подготовке первого издания певче-ских книг. Выход из печати в 1772 г. Ирмология,

Октоиха, Праздников и  Обиходв 1777 г. — Сокра-щенного Обихода. Заглавия и особенности оформ-ления печатных изданий. Роспевы.

Тема 15. Певческие книги XIX в. ………. 305

Запрещение петь по рукописным нотам, гегемония печатной книги. Использование рукописей XVIII в. для обучения пению. Придворный напев. Певческие книги издания Придворной Певческой капеллы: Литургий, Круг простаго церковнаго пения, издания А. Ф. Львова. Собрание рукописей Придворной Певческой капеллы. Нотный комитет. Продолжение традиции многоголосных певческих книг в изданиях Капеллы. Научные труды в области изучения певческих книг. Синодальные издания певческих книг второй редакции. Участие в  подготовке изданий выдающихся ученых Д. В. Разумовского  и  С. В. Смоленского.  Научные принципы в  редактировании книг. Репертуар и структура певческих книг. Бытование синодальных изданий певческих книг. Собрания певческих книг.

Тема 16. Старообрядческая певческая книжность ………. 341

Запись и  издание монастырских версий церковного пения. Изучение средневековых певческих книг. Историческое, литургическое направления. Перерыв в  российской научной традиции после 1915 г., перемещение после 1917 г. за рубеж. Возобновление изучения книг в рамках археографии во второй половине ХХ в. Современный этап в науке о певческой книге.

Тема 17. Изучение певческих книг ………. 358

Возрождение и  продолжение средневековых традиций в  книжности старообрядцев. Певческие книги старообрядцев беспоповских согласий. Поморская традиция. Певческие книги старообрядцев-поповцев. Развитие книг демественного роспева. Печатные крюковые книги.

Заключение ………. 376

Приложения ………. 378

Словарь терминов ………. 378

Список сокращений ………. 395

Список иллюстраций ………. 397