Оглавление

От автора ………. 3

I. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ И ИХ СВОЙСТВА ………. 5

II. НОТНОЕ ПИСЬМО ………. 7

1. Системы названия звуков (слоговая и буквенная): ………. 7

2. Названия длительностей звуков и их обозначения нотами ………. 9

3. Ключи соль, до, фа ………. 10

4. Знаки альтерации ………. 11

5. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие дли-тельность звуков ………. 11

6. Паузы ………. 13

7. Акколада ………. 14

8. Знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры) ………. 16

9. Энгармонизм звуков ………. 17

III. МЕТР И РИТМ ………. 19

1. Простые размеры. Группировка длительностей в простых размерах ………. 19

2. Сложные размеры. Группировка длительностей в сложных размерах ………. 20

3. Смешанные размеры. Группировка длительностей в смешанных размерах ………. 21

4. Переменные размеры ………. 23

5. Группировка длительностей в вокальной музыке ………. 23

6. Длительности, образующиеся от произвольного (условного) деления ………. 23

7. Синкопа ………. 24

8. Полиметрия ………. 26

9. Темп. Динамические оттенки. Характер исполнения ………. 26

10. Приёмы дирижирования ………. 28

11. Метрические стопы ………. 31

IV. ЛАД И ТОНАЛЬНОСТЬ………. 33

1. Мажорный лад; устойчивые и неустойчивые звуки ………. 33

2. Гармонический и мелодический виды мажора ………. 33

3. Минорный лад; устойчивые и неустойчивые звуки ………. 34

4. Гармонический и мелодический виды минора ………. 34

5. Слоговые и буквенные названия тональностей; кварто-квинтовый круг ………. 36

6. Знаки альтерации в гармоническом мажоре, в гармо-ническом и мелодическом миноре ………. 37

7. Параллельные и одноимённые тональности мажора и минора; Энгармонически равные и однотерцовые тональности ………. 40

8. Родство тональностей ………. 40

9. Диатонические семиступенные лады ………. 42

10. Пентатоника ………. 44

11. Дважды гармонические лады ………. 44

12. Увеличенный и уменьшённый лады ………. 45

13. Параллельно-переменный лад и мажоро-минор ………. 45

14. Политональность и полиладовость ………. 45

15. Другие системы организации музыки ………. 46

V. ХРОМАТИЗМ………. 47

1. Хроматизм. Альтерация ………. 47

2. Хроматическая гамма ………. 47

3. Отклонения и модуляции ………. 48

VI. ИНТЕРВАЛЫ………. 50

1. Простые (большие, малые и чистые) ………. 51

2. Составные ………. 55

3. Тритоны ………. 55

4. Характерные интервалы ………. 57

5. Альтерированные интервалы ………. 58

6. Таблица энгармонически равных интервалов ………. 60

VII. АККОРДЫ………. 62

1. Мажорные и минорные трезвучия с обращениями ………. 62

2. Уменьшённое трезвучие с обращениями ………. 69

3. Увеличенное трезвучие с обращениями ………. 71

4. Септаккорды и их обращения ………. 72

5. Изменение в аккордике гармонического мажора ………. 78

6. Изменение в аккордике гармонического минора ………. 79

7. Дополнительные сведения об аккордах ………. 80

VIII. МЕЛИЗМЫ………. 82

1. Форшлаг ………. 82

2. Мордент ………. 83

3. Группетто ………. 84

4. Трель ………. 84

IX. ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО СИНТАКСИСА………. 86

ДОПОЛНЕНИЕ………. 88

Секвенции ………. 88

Неаккордовые звуки ………. 88

Динамические оттенки ………. 89

Фактура ………. 90

Транспозиция ………. 90

Типы голосоведения ………. 91