Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ ………. 5

Глава I. ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ………. 10

Великая русская певческая хоровая культура: понимание целостности ………. 10

Сумерки культуры ………. 14

Глава II. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЫЯВЛЕНИЯ  ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА ………. 23

Голос и пение как выражение сущности ………. 38

Голос и пение с позиций эстетической антропологии ………. 41

О самостоятельной внемузыкальной ценности певче ского голоса ………. 51

Глава III. КРИЗИС ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ………. 65

Профессиональный отбор ………. 65

Не рано ли сдали в архив труды Рауля Юссона? ………. 67

Начнём с низового уровня ………. 74

Всё началось очень давно ………. 76

А есть ли «школа»? И что она такое? ………. 82

«Словом можно убить…» ………. 85

Что дальше? ………. 87

Об эстетике ………. 89

Глава IV. ДЕМИСТИФИКАЦИЯ ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ………. 92

Сравним научный подход с рекомендациями «антипода» ………. 97

Эталон и регулировочный образ ………. 106

В чём же мистификация? ………. 114

Глава V. ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИИ: МУЖСКИЕ ГОЛОСА ………. 118

Оперная вокальная культура в историческом контексте ………. 123

Первые шаги ………. 126

Дыхание — «священная корова» вокальной педагогики ………. 131

«Регистры» или «режимы» — путаница терминологии ………. 137

В мемуарах тоже можно многое почерпнуть ………. 145

Композиторы, история и голоса ………. 150

Теноры и их «борьба» за верхний участок диапазона: фальцетный или грудной? ………. 153

Вторжение науки ………. 157

Что же с низкими голосами? ………. 169

Глава VI. ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИИ: ЖЕНСКИЕГОЛОСА ………. 177

Об истории культурной традиции ………. 177

Регистры, голос и гормоны ………. 181

О субъективном восприятии своего голоса ………. 185

Повторение пройденного ………. 189

Глава VII. ПЕВЧЕСКАЯ АКУСТИКА: ОБЕРТОНЫ И ФОНЕТИКА ………. 203

Что куда «направляется» и «посылается» ………. 203

Объективные данные ………. 206

Немножко о фонетике как таковой ............................................208

О фонетическом различии речевого и академического вокального гласного ………. 213

Глава VIII. ПОДХОД К ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ………. 222

О компенсаторных процессах в обучении пению ………. 224

К традиционной педагогике: почему же, всё-таки, иногда работает? ………. 238

Петь или не петь? Вот в чём вопрос! ………. 242

Глава IX. О ПРИНЦИПАХ ФМРГ. «ПЕРЕВОД С РУССКОГО НА РУССКИЙ» ………. 245

Принцип генетически исходного ………. 246

Принцип саморегуляции ………. 249

Принцип элементарных операций ………. 259

Принцип повторяемости ………. 267

Принцип наблюдаемости ………. 276

Принцип самоимитации ………. 280

Принцип эстетического негативизма ………. 284

Принцип необходимого и достаточного усилия ………. 287

Глава X. О КРИТЕРИЯХ, ПРИЁМАХ И ПОКАЗАТЕЛЯХ ФМРГ. «ПЕРЕВОД С РУССКОГО НА РУССКИЙ» ………. 290

Критерии голосообразования ………. 290

Критерии отбора приёмов и формирования упражнений ………. 293

Двигательная сущность приёмов ………. 300

Приём непривычного движения ………. 300

Приём дополнительного режима работы гортани ………. 302

Приём отключения произвольной мускулатуры ………. 306

Приём инспираторной фонации ………. 310

Показатели певческого голосообразования ………. 312

Критерии алгоритмизации учебного процесса ………. 318

Критерии соответствия эстетической традиции ………. 322

Голос и пение — не одно и то же ………. 323

«О “копировании старых мастеров” в искусстве пения» ………. 342

Глава XI. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ………. 350

Неравномерность развития голосового аппарата и голосовой функции ………. 350

Путь волны в защитных механизмах ………. 354

Фонетический компонент, как защитный механизм ………. 368

Глава XII. О ГОЛОСЕ ВНЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ………. 389

Такая разная эстрада ………. 389

Два пути ………. 392

ФМРГ для неакадемического пения ………. 399

Глава XIII. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ГОЛОС — НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В ЖИЗНИ ………. 409

Голос, его гармония и «магия» ………. 409

Гигиена речи ………. 419

О внутреннем пространстве и голосе в нём ………. 426

Что есть тренинг ТОГА практически ………. 431

Глава XIV. УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ………. 434

Стратегия и тактика в учебном процессе ………. 434

Натаскивание, обучение и воспитание ………. 438

«Спорт» и «физкультура» в пении. Правомерность и неправомерность аналогии  ………. 441

Признаки пубертатного периода у подростков мужского пола в голосообразовании ………. 449

С чего всё началось, но ещё не мемуары ………. 452

Немного о распространённой ошибке в работе на уроке над произведениями ………. 457

Глава XV. ПОСЛЕДНЯЯ, НО ТОЛЬКО В ЭТОЙ КНИГЕ… ………. 460

Парадокс ………. 461

Фонетика ………. 464

Акустика. Резонаторы, артикуляция ………. 466

Положение гортани ………. 471

О механизме «прикрытия» в том числе у женских голосов ………. 473

Общие положения, психология обучения в высказываниях мастеров ………. 478

Завершая XV главу ………. 481

К ЧИТАТЕЛЮ ………. 483