Оглавление

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Вступление ………. 4

Поиск ориентиров ………. 13

Первый контакт со скрипкой ………. 26

Несовпадение матриц. Как снять противоречия между физическими данными рук и физическими параметрами инструмента ………. 36

Техника левой руки, все составляющие ее компоненты ………. 36

Что такое — минимальное нажатие струны? ………. 39

Определение нашей физической природы ………. 42

Выстраивание чистой интонации на тетрахордах ………. 46

Как работает мышечная память при чистке тетрахорда? ………. 47

Что такое иметь под пальцами тетрахорд? ………. 51

Переходы ………. 56

Выход левой руки на обечайку или на край грифа ………. 64

Двойные ноты ………. 67

Терции ………. 67

Сексты ………. 70

Октавы ………. 73

Вибрация ………. 77

Трели ………. 80

Аккорды ………. 82

Пассажи ………. 87

Легатные пассажи ………. 90

Гаммообразные пассажи ………. 94

Пассажи, исполняемые штрихом деташе ………. 97

Флажолеты ………. 100

Флажолеты натуральные ………. 100

Флажолеты искусственные ………. 100

Подведение временных итогов исследования причин формирования очагов остаточного напряжения в левой руке ………. 101

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ТЕХНИКА ПРАВОЙ РУКИ СКРИПАЧА

Звуковой ориентир ………. 106

Нулевой звук. Что это такое? ………. 107

Взаимоотношения правой руки со смычком. Упражнения ………. 111

Смычок в вертикальной позиции ………. 116

Где и когда очаги остаточного мышечного напряжения возникают в правой руке и как от них избавляться? ………. 120

Пре-штрих ………. 124

Формирование основных штрихов ………. 127

Штрихи, исполняемые на струне: деташе, маркато, мартле, пунктирный штрих ………. 127

Пунктирный штрих ………. 132

Группа штрихов, основанных на естественном отскоке смычка от струны ………. 135

Штрих рикошет ………. 136

Подъем смычка в воздух со струны ………. 139

Основа штриха спиккато ………. 142

Медленное ведение смычка ………. 145

Исследование колодки ………. 147

Смена струн ………. 153

Двойные ноты и аккорды ………. 155

Игра у подставки ………. 157

Динамика ………. 159

Артикуляция ………. 161

Подведение итогов исследования причин возникновения очагов остаточного напряжения в правой руке ………. 164

Практические самостоятельные занятия учащихся в период перенастройки мышечных ощущений ………. 168

Заключение ………. 186