В центре внимания федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового, третьего поколения — компетентностный подход. В новом ФГОС ВПО по направлению «Архитектура», в ряду прочих компетенций, декларировано: «Выпускник по направлению подготовки «Архитектура», в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы, должен обладать следующими компетенциями: способен демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания при разработке проектов; способен грамотно представлять архитектурный замысел, передавать идеи и проектные предложения, изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе совместной деятельности средствами устной и письменной речи, макетирования, ручной и компьютерной графики, количественных оценок».

Известный по стандарту 2-го поколения цикл дисциплин «Рисунок — Живопись — Скульптура» в новом стандарте рассматривается как средство профессиональной коммуникации, причем не обязательно самое главное, а лишь как одно из средств, в ряду с другими (вербальными средствами, средствами компьютерной графики и пр.): традиции и современные стандарты проектной коммуникации; особенности восприятия проектной информации в различных ее формах архитектором, другими специалистами и непрофессионалами.

Уметь: выбирать формы и методы изображения и моделирования архитектурной формы и пространства.

Владеть: разнообразными техническими приемами и средствами современных профессиональных, межпрофессиональных, публичных коммуникаций.

Как видим, главное требование освоения модуля «Профессиональный язык и средства коммуникации» — выработка интегративных коммуникативных навыков у студента-архитектора или студента-дизайнера. Рисунок и живопись как область искусства и как средство коммуникации все больше вступают во взаимодействие с другими средствами коммуникации, причем с таким из них, что не обязательно относятся к области искусства. Здесь на первый план выступает задача интеграции. «Перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель (миссию) программы, цели основной образовательной программы как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда» (ФГОС ВПО, п. 7.1.1). Вне всякого сомнения, одна из важнейших проблем — роль цикла дисциплин «Рисунок — Живопись — Скульптура» в подготовке архитектора и дизайнера, сюда же, по всей видимости, относится и проблема формирования художественного лица школы.

Цель учебного пособия — уточнить и переосмыслить роль цикла дисциплины «Живопись» в контексте цикла дисциплин «Рисунок — Живопись— Скульптура» при подготовке архитектора и дизайнера в свете нового ФГОС ВПО по направлению «Архитектура».В стандарте нового поколения выделен специальный модуль «Профессиональный язык и средства коммуникации», в котором обозначены ЗУВы (знания, умения, владения), которыми должен обладать выпускник высшей школы. Он должен знать: методы наглядного изображения и моделирования трехмерной формы и пространства; актуальные средства развития и выражения архитектурного замысла (графические, макетные, компьютерные, вербальные, фото, видео и др.).

Задачи. 1. На основе ретроспективного обзора опыта мировой художественно-живописной культуры зафиксировать ценностные начала в стандарте 2-го поколения цикла дисциплин «Рисунок — Живопись — Скульптура» (дисциплина «Живопись»). 2. Определить роль дисциплины «Живопись» в контексте цикла дисциплин «Рисунок — Живопись — Скульптура» в подготовке архитектора и дизайнера в свете нового ФГОС ВПО по направлению «Архитектура». 3. Разработать методические рекомендации по ведению дисциплины «Живопись» при подготовке архитектора и дизайнера с учетом необходимости формирования следующей компетенции: способность демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания при разработке проектов; способность художественными средствами представлять архитектурный/дизайнерский замысел, передавать идеи и проектные предложения, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе профессиональной творческой деятельности.

Методологическая база. Используются общенаучные методы анализа, в том числе комплексный анализ; искусствоведческие сравнительно-аналитические методы; психологический и социокультурологический подходы; все в целом способствует выявлению специфики художественной подготовки архитектора и дизайнера.

Структура учебного пособия. Данное издание состоит из двух частей: Часть 1. Ретроспективный обзор мировой художественноживописной культуры для целей цикла дисциплин «Рисунок — Живопись — Скульптура». Часть 2. Методические рекомендации по ведению дисциплины «Живопись» в контексте цикла дисциплин «Рисунок — Живопись — Скульптура» при подготовке и дизайнера и архитектора.


Интернет магазин