Предисловие

Учебная дисциплина «Общее библиографоведение» является одной из основных в подготовке специалиста библиотечно-информационной деятельности. В результате ее изучения будущие специалисты осваивают знания и обретают понимание сущности библиографии, библиографической информации и библиографической деятельности, их структуры, содержания, истории. Кроме того, студенты изучают организационно-управленческую основу библиографической деятельности, познают основные библиографические ресурсы и инфраструктуру библиографии, обеспечивающую успешное осуществление профессиональной деятельности. Студенту необходимо овладеть понятийным аппаратом библиографоведения, научиться анализировать библиографические явления с теоретических позиций. При этом полноценное обретение основных библиографических знаний и умений возможно при успешном освоении материала предшествующих и смежных дисциплин («Информационное общество», «Документоведение», «Аналитико-синтетическая обработка информации» и др.).


Общий курс библиографоведения является базовым для освоения других библиографоведческих дисциплин. Успешное овладение библиографическими умениями и навыками возможно при двух основных условиях. Первое условие состоит в реальном знании богатства разнообразного мира документов: книг и брошюр, журналов, газет, продолжающихся изданий, их содержания, причем не только излюбленной области влечений (истории, искусства, литературы, досуга и других), но желательно универсально. Для этого рекомендуется все пять лет учения регулярно знакомиться с выставками новых поступлений в хороших, полноценно комплектуемых библиотеках или регулярно посещать книжные магазины с открытым доступом к полкам. Второе условие заключается в самостоятельном постепенном погружении в мир библиографических явлений и формировании профессионального библиографического сознания. Следует обращать внимание на формы фиксации библиографической информации, сравнивать их с самими изданиями и публикациями, стараться запоминать формы, а затем — непроизвольно узнавать. Умение мысленно представлять типичные и реальные документы, отражаемые библиографическими записями, формируется постепенно, закрепляется многолетним опытом, но важно заложить его основы путем самостоятельного ознакомления с миром документов, главным образом книжных, в студенческие годы. Когда это происходит, библиография становится интересным и любимым занятием, инструментом деятельности, средством установления связей между произведениями литературы и науки, явлений искусства, историческими деятелями.


Настоящий учебник предназначен для подготовки специалистов, которые будут профессионально вести библиографическую деятельность в библиотеках и других информационных организациях и службах. Специалист должен знать не только полезные и значимые для общества свойства своей деятельности, но и ее проблемы, теневые стороны, социально-психологические факторы, препятствующие ее успешному ведению. Им также уделено внимание в учебнике.


Библиография переживает сейчас период освоения электронной технологии и формирования электронных библиографических ресурсов. В учебнике приведены ссылки к ресурсам на конкретных порталах и сайтах по состоянию на середину 2004 г. Электронная среда быстро меняется, и некоторые сведения о ресурсах к моменту изучения учебника могут устареть, оказаться меньшими по причине роста их объема. Современные данные можно установить, открыв соответствующие порталы и сайты.


Параграфы завершаются списками литературы для дополнительного и углубленного чтения. В начале их при наличии соответствующего текста указывается учебник заслуженного деятеля науки, профессора МГУКИ О. П. Коршунова: «Библиографоведение. Общий курс: Учебник.» (М. : Кн. палата, 1990. 232 с.). До недавнего времени он был основным источником изучения курса. Обращаться к нему полезно и сегодня. Ссылки к этому учебнику оформлены следующим образом: Коршунов, с. … Следующим в той же форме указывается учебное пособие профессора и ректора Самарской академии культуры и искусств М. Г. Вохрышевой: «Теория библиографии». (Самара, 2004. 367 с.). Далее следуют нормативные документы, остальные книги и статьи — аналогично порядку изложения материала в параграфе. В целях компактности библиографического текста, как разрешает ГОСТ 7.1–2003, опущены предписанные разделительные знаки тире. Автор стремился рекомендовать литературу ко всем параграфам. Отсутствие ее обозначено знаком ?. Это решение объяснено во 2-м параграфе 1-й главы 5-го раздела.


Отсылки к другим темам учебного пособия оформлены следующим образом: номер параграфа, номер главы, номер раздела.


Каждая глава заканчивается вопросами для самопроверки усвоения знания и размышления над библиографическими ситуациями.


В тексте учебника приведены аббревиатуры понятий и терминов, названий библиотек и информационных организаций, бытующих в профессиональной речи. Они раскрыты в списке сокращений. Полезно постепенно их запоминать, поскольку именно в сокращенном виде они чаще всего упоминаются в профессиональной литературе.
 


Интернет магазин