Введение


Имя Алессандро Бусти (1799–1859) в нашей стране до сегодняшнего дня было неизвестно. Да и на его родине, в Италии, оно было незаслуженно забыто. В минувшем году европейское интернет-сообщество поклонников искусства бельканто было взволновано известием о том, что в одной из университетских библиотек был найден редчайший, можно сказать, единичный, потрепанный экземпляр его «Школы пения для баритона». Вспомнили, что Бусти был учеником прославленного кастрата-сопраниста и вокального педагога Джироламо Крешентини, первым исполнителем сложнейшей теноровой партии Герцога Альзираса в «Цыганке» Доницетти, учителем вердиевских певцов Филиппо Колетти и Раффаэле Мирате, автором многочисленных духовных сочинений. Сегодня его «Школа пения для баритона», апробированная в Неаполитанском королевском музыкальном колледже, приоткрывает завесу тайны над секретами старой школы бельканто перед отечественными почитателями этого прекрасного искусства, историками исполнительского искусства, вокальными педагогами и профессиональными певцами.


А. Бусти является представителем знаменитой неаполитанской школы. Во второй половине XVI в. в Неаполе одна за другой открылись четыре консерватории, давшие миру целую плеяду великих композиторов, певцов и вокальных педагогов, среди которых А. Скарлатти, Ф. Дуранте, Л. Винчи, Н. Порпора, Д. Чимароза, Н. Йомелли, Дж. Паизиелло, Дж. Б. Перголези, Л. Лео, Т. Траэтта, Н. Пиччини, Г. Спонтини, И. А. Хассе, Фаринелли, Каффарелли, сформировавших своим творчеством особый стиль неаполитанской оперной школы. На протяжении почти двух столетий эти консерватории составляли основу музыкального образования не только Италии, но и всей Европы, ее представители создали лучшие, классические образцы оперы seria и buffa, камерной и церковной музыки. Но в конце XVIII в., в связи с изменениями в политической и экономической ситуации и реформами, происходящими как в сфере церковной жизни, так и в области европейского музыкального образования, были закрыты консерватории Poveri di Gesu Cristo и Santa Maria di Loreto, а в 1807 г. указом Ж. Бонапарта консерватории Sant Onofrio di Capuana и Pieta dei Turchini были объединены и преобразованы в Regio Collegio di Musica — королевский музыкальный колледж, в котором и преподавал А. Бусти, продолжатель традиций неаполитанской вокальной школы, для которой всегда было характерно особое внимание к красоте и гибкости голоса, силе эстетического воздействия мелодии на слушателя, зачастую в ущерб драме, богатству оркестровки, разнообразию приемов композиторской техники.


Кроме того, неаполитанский театр Сан-Карло — один из старейших и крупнейших в Европе — на протяжении своей многовековой истории задавал авторам, декораторам и исполнителям высокую профессиональную планку. В разные годы им руководили Россини и Доницетти, здесь впервые прозвучали «Лючия ди Ламмермур», «Дева озера» и «Луиза Миллер», на этой сцене блистали Кольбран, Паста, Рубини, и, без сомнения, посещение спектаклей оказывало значительное влияние на формирование художественного вкуса и вокальных навыков воспитанников колледжа и консерватории.


Работа А. Бусти представляет огромную ценность для вокальных педагогов, методистов, интересующихся вопросами исторического исполнительства, и молодых певцов, как образец учебного пособия, в котором к низкому мужскому голосу предъявляются столь же высокие требования в части гибкости, ровности и диапазона, как и к женским голосам. В оперной практике баритон сравнительно поздно выдвинулся на авансцену как ведущий герой, как правило, антагонист. В барочной опере seria основные партии исполняли женщины и кастраты, тогда как тенорам и басам доставались вспомогательные, в опере buffa, для которой характерно закрепление амплуа за определенными персонажам, обычно роли лирических героев-любовников доставались тенорам, а комических стариков — басам. Долгое время обозначение «баритон» в партитурах практически не встречалось. И только к концу XVIII в. появляются партии, которые и сегодня входят в золотой баритоновый репертуар (например, Дон Жуан, Папагено, которые в партитуре обозначены как «бас»), а Россини, Беллини, Доницетти и особенно Верди создали эталонные партии для этого типа голоса, благодаря чему в истории исполнительского искусства имена Ронкони, Колетти, Тамбурини, Руффа, Баттистини, Бастьянини, Гобби и многих других заняли почетное место.


В предисловии к своей «Школе пения для баритона» Бусти отмечает, что его метод является традиционным, наследованным у старых мастеров и проверенным многолетней успешной педагогической практикой. Посмертному изданию 1874 г. предшествовала публикация в сокращенном виде «Школы пения» для всех типов голосов. По традициям своего времени, Бусти, с одной стороны, многословен и велеречив в объяснении, отчего он взялся за подготовку к публикации предлагаемой работы, и, с другой стороны, малословен при изложении своего метода. Примечательно, что он не акцентирует внимание обучающихся на работе дыхания и резонаторов, положении гортани и рта, которые для современной методики являются основополагающими. В практических занятиях Бусти безусловно не мог не обращать внимания на эти важнейшие моменты. Скорее всего, они объяснялись через личный показ и корректировались индивидуально для каждого ученика. Зато, следуя постулатам старой школы, Бусти уделяет много времени выработке подвижности голоса с помощью разнообразных гамм и пассажей, мягкой атаке и плавному соединению звуков, ровной эмиссии голоса, выразительности интонирования, осмысленной и четкой декламации. Как было принято еще во времена великого Порпора (кстати, вспомним знаменитый листок этого мастера неаполитанской школы), постановка голоса в течение многих лет осуществлялась на вокализах, к исполнению произведений с текстом допускались только обучающиеся, уже обладающие устойчивыми вокальными навыками.


По традициям своего времени, Бусти начинает свою «Школу» с теории — объяснения нотной записи элементов музыкальной речи — ключей, знаков альтерации, ритмических фигур, включая пунктиры, триоли, паузы и синкопы в разных размерах, отрабатываемых на гамме до мажор. Интонационные упражнения начинаются с освоения интервала секунды, филировки и правильного соединения вначале двух, затем трех и более нот, а также скачков от терции до терцдецимы. Примечательно, что воспроизведению самих широких интервалов, требующих от певца сохранения точной позиции, ровности, отсутствия толчков и изменения тембра голоса, предшествует их исполнение с гаммообразным заполнением, что очень напоминает рекомендации сегодняшних итальянских маэстро соединять звуки в скачках с помощью легкого, едва заметного glissando или portamento. Отдельный раздел посвящен освоению хроматической гаммы и доминантсептаккорда.


Большое внимание Бусти уделяет пассажам, которые должны исполняться поначалу в темпе Adagio, а затем, постепенно ускоряя, в максимально быстром темпе, причем гаммообразным движением охватывается весь диапазон, включая верхнее фа диез. Следует обратить внимание на обозначения для взятия дыхания: «”» для обычного вдоха в момент цезуры и «’» для быстрого, глубокого, едва заметного подхвата дыхания, что часто бывает необходимым при исполнении протяженной последовательности виртуозных пассажей, столь характерных для музыки стиля bel canto, во избежание утяжеления и прерывистости вокальной линии.
Если первые разделы посвящены упражнениям на освоение основных вокальных навыков, cоединение звуков, legato, portamento и пассажей на отдельных элементах музыкальной речи, то последующий раздел представляет собой так называемые пять книг мелодий для баритона, представляющих собой тридцать девять постепенно усложняющихся с музыкальной и вокально-технической точки зрения вокализов с сопровождением, которые представляют собой чрезвычайно интересный учебно-методический материал для современной практики обучения вокалиста. Мелодии эти выглядят максимально приближенно к вокальной музыке современников Бусти — Беллини, Доницетти, молодого Верди. Некоторые вокализы напоминают проникновенные каватины (№ 13, 15, 26, 28), другие — энергичные кабалетты (№ 16, 18), они интонационно и ритмически разнообразны, аккомпанемент к ним гармонически прост и лаконичен по изложению. Мелодии выразительны, часто богато орнаментированы (причем некоторые из них посвящены отработке отдельных мелизмов: группетто — № 34, апподжиатуру — № 35, аччаккатуру — № 36, трель — № 38 и пр.), везде приведены обозначения темпа, характера исполнения, динамики, штрихов, фразировочные лиги.


Следующий раздел озаглавлен «Короткие ежедневные упражнения» и включает пять мелодически ярких вокализов, изобилующих вокальными сложностями: широкими скачками, крайне верхними нотами, разнообразными ритмическими фигурами и интонационными оборотами, виртуозными каденциями.
«Школу пения» Бусти венчают мелодии для баритона, посвященные им своему лучшему ученику, прославленному вердиевскому певцу Филиппо Коллетти. Восемь вокализов объединены двумя книгами, в них сконцентрированы все труднейшие технические элементы — напряженная тесситура, прихотливые хроматические повороты мелодии, широкие скачки, разнообразные штрихи, legato, виртуозные пассажи, включая триольные. Их исполнение представляет значительную сложность не только для молодого, но даже для зрелого, опытного певца; кроме того, эти вокализы доставят эстетическое удовольствие и творческое удовлетворение, компенсируя ощущение некоторой рутинности, зачастую возникающее у учеников при освоении инструктивного материала.


«Школа пения для баритона» Алессандро Бусти представляет значительный интерес для изучающих историю исполнительского искусства и становление современной вокальной методики. Существует не так много учебно-методической литературы, напрямую посвященной развитию именно баритонов, обычно для этого используются небольшие и несложные вокализы Абта, Конконе, Ваккаи, в которых отрабатываются отдельные музыкальные элементы и вокально-технические сложности. Между тем развернутые вокализы Бусти, изобилующие разнообразными трудностями, могут украсить учебный репертуар продвинутых молодых вокалистов.

Заведующая кафедрой камерного пения СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, доцент, кандидат искусствоведения, заслуженная артистка России Мария Германовна ЛЮДЬКО
 


Интернет магазин