Введение

Крючков Николай Александрович (1892-1961) обучался с 1917 года по 1920 год в классе фортепиано В.А. Оссовской и С. Ф. Цурмюллер В 1922 году окончил консерваторию экстерном. Одновременно занимался в классе пения И. Тартакова. В 1931-1950 гг. преподавал камерное пение и был руководителем оперного класса консерватории. В 1935-м доцент, в 1940-м и. о. профессора. Н. А. Крючков являлся также автором курса лекций «Историй вокальных школ», прочитанных в 1951 году в музыкальном училище им. М. П. Мусоргского.

Прошло более полувека с тех пор, когда впервые была опубликована книга замечательного музыканта и пианиста, профессора Ленинградской Государственной Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Николая Александровича Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения». В данной работе автор систематизировал и обобщил свой опыт многолетней исполнительской практики в качестве аккомпаниатора и концертмейстера с самыми различными исполнителями: солистами, ансамблистами и хорами.

Ко времени публикации книги Н. А. Крючкова (1961 г.) было написано и издано немало различных работ, книг, пособий и исследований по разнообразным вопросам фортепианной методики и исполнительства. Бесспорно, огромная заслуга автора состоит в том, что данная книга является практически первым профессиональным методическим пособием именно по предмету «концертмейстерский класс», что стало тем более актуальным в связи с введением в систему образования концертмейстерских классов.

В первой же главе автор рассматривает вопросы специфики концертмейстерской работы, останавливается на необходимости воспитания навыков, без которых пианист не сможет стать профессиональным аккомпаниатором. Далее автор останавливается на важнейших аспектах профессионального воспитания концертмейстера, включая развитие навыков чтения с листа, транспонирования, разучивания с певцом концертного репертуара, работа над оперными программами и многое другое.

Исключительный интерес представляет «Приложение», где автор в собственном переводе с немецкого языка приводит выдержки из книги (трактата) Ф.-Э. Баха «Опыт изложения правильного способа игры на клавикорде».
Автору этих строк посчастливилось в детские и юношеские годы общаться с Н. А. Крючковым, поскольку мой отец, Николай Борисович Болдырев, и Николай Александрович были большими и очень близкими друзьями и коллегами. 

С волнением и благодарностью вспоминаю те минуты, когда Николай Александрович усаживал меня за рояль (я был учеником старших классов ДМШ) и предлагал почитать с листа с ним в 4 руки. Понятно, что поначалу я читал очень плохо и вызывал гнев Николая Александровича. Однако, это пошло мне на пользу и со временем его гнев ослабевал, т.к. мне удавалось читать уже более свободно. Можно сказать, что Николай Александрович был немного моим учителем.

Когда вышла в свет книга Н. А. Крючкова (это было перед самой его смертью), он подарил моему отцу экземпляр с дарственной надписью и с благодарностью за содействие в период подготовки этой книги. Прошло много лет, но она всегда лежит на моем столе. Ее простой и естественный язык не перестает вдохновлять, глубина ее содержания не устаревает. Скромная по объему, но богатая по смыслу, эта работа и по сей день с удивительной ясностью раскрывает великие тайны профессии концертмейстера.

Александр Николаевич Болдырев
преподаватель музыкального училища им. Н А. Римского-Корсакова,
Заслуженный работник культуры РФ
 


Интернет магазин