Предисловие

Автором данного сборника примеров сольфеджио является известный и почитаемый в свое время английский музыкант, педагог, дирижер Флоренс Эштон Маршалл (1843– 1922).

Дочь священника, урожденная Флоренс Томас, училась в Королевской академии музыки, где ее учителем был известный композитор и педагог Уильям Беннет. Выйдя замуж за предпринимателя, музыкального просветителя и коллекционера Джулиана Маршалла, она стала Флоренс Маршалл. Вся ее жизнь, — помимо воспитания трех дочерей, — была посвящена музыке. Маршалл была педагогом, хормейстером, членом Филармонического общества, дирижером одного из лондонских симфонических оркестров — оркестра Саут-Хэмпстед, с которым выступал такой видный скрипач, как Миша Эльман. 

Супруги Маршалл были основателями «Королевской Музыкальной Ассоциации», существующей по сей день; писали статьи для энциклопедии музыки Джорджа Гроува (The Grove Dictionary of Music and Musicians). Среди публикаций Флоренс Маршалл — биографическая книга о Генделе. 

Сочиняла она и музыку: песни, произведения учебного характера, а также две оперетты. 

В своем предисловии к первому изданию сборника автор много рассуждает о преимуществах системы тонального сольфеджирования (англ. «tonic sol-fa») — системы, изобретенной и получившей распространение в английской музыкальной педагогике XIX в. В ее основе — идея «подвижного до», то есть в любой тональности тоника получает название «до», а другие ступени звукоряда — названия нот, соответствующие ступеням тональности до-мажор. 

Смысл этой системы заключался в том, чтобы учащиеся понимали ступеневые соотношения в ладу, чтобы они не просто пели ноты более-менее точно, но интонировали смысл каждой ступени, выражали содержание их отношений. Автор позаботилась о том, чтобы певцы в любой тональности знали, какую ступень они поют, подписав под нотами каждого номера название нот до мажора. Сейчас подобная запись вызовет недоумение, потому что современные музыканты мыслят в тональности номерами ступеней, а не нотами до мажора. Однако, надо признать, что система, проиллюстрированная в данном сборнике, является прямой предшественницей настоящего мышления, а потому имеет право на существование в качестве исторической ценности и любопытного теоретического и практического материала. Идея учить ступеневому слышанию и ступеневому интонированию является очень важной в обучении нынешних певцов, инструменталистов и теоретиков.
Авторское предисловие, в котором изложены основные идеи Ф. Э. Маршалл относительно проблем обучения сольфеджио, путей их решения, мы приводим целиком, без изменений. 

Надеемся, что представленный в сборнике материал — оригинальные, полные обаяния и изящества, разнообразные примеры сольфеджио — принесет радость и пользу педагогам и учащимся.

Музыкальная редакция издательства «Планета музыки»
 


Интернет магазин