Четыре века бальной хореографии

Книга Н.П.Ивановского «Бальный танец XVI-XIX веков», новое издание которой вы держите в руках – один из важнейших трудов учебной литературы по хореографии. Впервые увидевший свет около 70 лет назад, этот учебник по сей день сохраняет свое значение и актуальность.

Николай Павлович Ивановский (Иванов) родился 2 августа 1893 года в Петербурге. В Петербургском театральном училище был учеником Михаила Фокина, выдающегося хореографа и видного педагога. По окончании училища в 1911 году Николай Ивановский был принят на службу артистом балета в Мариинский театр. 

В Мариинском – затем Кировском – театре оперы и балета артист танцевал много лет, вплоть до 1942 года. Исключением было три недолгих периода: в 1912-14 гг. Ивановский танцевал в труппе Русского балета Сергея Дягилева, в 1914-16 гг. работал в Петроградском театре миниатюр, а сезон 1930-31 гг. провел в Грузинском театре оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси). 

Артист исполнял в основном характерные и пантомимно-игровые роли, но выступал и как классический танцовщик. Среди ярких партий, исполненных Ивановским – Дезире, Друг принца («Лебединое озеро»), Эвсебий («Карнавал»), Марк Антоний («Египетские ночи»), Фаворит («Крепостная балерина»), Панталон («Пульчинелла»), испанский танец («Лебединое озеро»), Тореадор, Эспада («Дон Кихот») и другие. В 1923 году артист участвовал в премьере «Танцсимфонии» Ф.Лопухова. 

С 1925 года Николай Павлович стал преподавать историко-бытовой танец в Ленинградском хореографическом училище, проявив себя талантливым педагогом. Параллельно начал вести научную работу, успешно занимаясь расшифровкой и реставрацией старинных исторических танцев. По сути, Ивановский явился основоположником отечественных исследований (советского периода) по методике историко-бытового танца, что закономерно привело его к написанию книги «Бальный танец XVI-XIX веков» в 1948 году.

С 1940 по 1952 год и с 1954 по 1961 год Н.П.Ивановский являлся художественным руководителем Ленинградского хореографического училища. Эти годы были исключительно плодотворным временем для училища. В это время его окончили Алла Осипенко, Ирина Колпакова, Ольга Моисеева, Нинель Кургапкина, Габриэла Комлева, Алла Сизова, Юрий Соловьев, Аскольд Макаров, Рудольф Нуриев.

В 1947 году Н.П.Ивановскому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Башкирской АССР, в 1959 году – звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. 

Н.П.Ивановский преподавал в Ленинградской консерватории на отделении педагогов хореографии, с 1953 года являясь доцентом, с 1956 – профессором.

Скончался Николай Павлович Ивановский 28 ноября 1961 года в Ленинграде.

Учебник «Бальный танец XVI-XIX веков» появился в то время, когда необходимость в нем была ясно осознана – в 1948 году. Уже появились «Основы классического танца» (1934) А.Я.Вагановой и «Основы характерного танца» (1938) А.В.Лопухова, А.В.Ширяева и А.И.Бочарова. Следующим на очереди было учебное пособие по историко-бытовому танцу. 

Исторические бальные танцы занимают в классических балетах, а также в балетных сценах в операх важное место. Достаточно вспомнить целую череду бальных танцев из «Спящей красавицы», романеску из «Раймонды», гавот из «Золушки», вальс и экоссез из оперы «Евгений Онегин», полонез из оперы «Жизнь за царя». Это закономерно, ведь большинство бальных танцев XVI-XIX веков в свое время были также и сценическими. В то же время, как отмечает Ивановский, «танец сценический подчиняется несколько иным законам, чем танец бытовой. Каждый балетмейстер берет из бального танца только свойственный ему характер и стиль».

Знание танцев прошлых веков требуется для точного, достоверного исполнения бальных сцен в исторических фильмах.

Автор предназначал учебник, в первую очередь, для хореографических школ и училищ. Однако книга с успехом использовалась широким кругом любителей танцев, участниками художественной самодеятельности. Книга дополнена подробной программой изучения, рассчитанной на шесть классов хореографического училища.

Учебник Ивановского появился после большого перерыва, образовавшегося в издании книг по бальным танцам. Последние руководства по изучению бальных танцев увидели свет в начале XX века. Тогда как первые из них восходят еще к концу XVIII века – «Танцевальный словарь» (М., 1790), «Танцевальный учитель…» И.Кускова (Спб, 1794). В приложении к учебнику Ивановского дается довольно подробный перечень русских учебных пособий по бальному танцу. По всей вероятности, Ивановский был знаком с большинством из перечисленных книг. 

Не все они равноценного качества. Некоторые труды основательно забыты, другие сохраняют ценность и сегодня. К ним можно отнести «Изучение бальных танцев» А.Максина (М., 1839), «Руководство к изучению новейших бальных танцев» Целлариуса (СПб, 1848), «Первоначальные правила для изучения бальных танцев» Н.Линдрота (М., 1871), «Теоретико-практический самоучитель общественных танцев с аккомпанементом музыки» Б.Клемма (М., 1873), «Опытный распорядитель и преподаватель бальных танцев» Л.Стуколкина (СПб, 1885), «Грамматика танцовального искусства и хореографии» А.Цорна (Одесса, 1890), «Сто фигур мазурки» В.Яцковского (Кострома, 1891), «Методическое руководство к изучению танцам в средне-учебных заведениях» А.Чистякова (Спб, 1893), «Дирижер. Практическое руководство дирижировать бальными и общественными танцами» В.Раевского (СПб, 1896), «Руководство для изучения танцев» Н.Гавликовского (СПб, 1899), «Самоучитель модных бальных и характерных танцев» А.Д.Тихомирова (М., 1901), «Полный практический самоучитель новейших бальных танцев для обоего пола» А.К.Отто (М., 1902), «Опыты методики обучения танцам в учебных заведениях» Н.П.Петрова (М., 1903), «Бальные и балетные танцы» Х.Шухмина (М., 1913).
Как отмечает во вступительной статье к первому изданию книги ее редактор искусствовед Ю.Слонимский, «сведения о танцах прошлых эпох заимствовались прежними составителями пособий у представителей чуть ли не десятого поколения или были взяты в театре, где балетмейстеры по-своему сочиняли или пересочиняли бальные танцы. /…/ Книга Н.П.Ивановского содержит принципиально новое и в этом отношении. Н.П.Ивановский предпринимает большой кропотливый труд. Он расшифровывает подлинные записи, сделанные современниками в XVI-XIX веках, сличает их друг с другом, выверяет детали и лишь тогда устанавливает схему танца. Он прибегает к смежным искусствам – музыке, живописи, графике, литературе, чтобы установить стиль эпохи, особенности костюма, обстановки, словом все моменты, формирующие тот или иной танец. Длительное изучение первоисточников, русских и иностранных, придает работе Н.П.Ивановского необходимую достоверность. Т а к у ю документированность, т а к у ю обоснованность описания мы встречаем впервые в русских учебниках бального танца». 

Вместе с тем сам автор сознавал неполноту своей работы: «…Для того, чтобы создать книгу, охватывающую весь необходимый материал, понадобился бы по крайней мере десяток лет: расшифровка каждого танца – труд длительный и кропотливый, а сверка записей одного и того же танца, сделанных разными авторами, увеличивает его вдвое». 

В последующие годы начинание Ивановского было продолжено. Фундаментальным трудом в этой области явилась книга балетмейстера и педагога ГИТИСа и Московского хореографического училища М.В.Васильевой-Рождественской «Историко-бытовой танец». Тщательные описания танцевального стиля разных эпох и конкретных исторических танцев дополнены большим количеством примеров, танцевальных образцов. Полезным методическим пособием явилась небольшая по объему книга И.Ворониной «Историко-бытовой танец», представляющая подробно разработанную программу первых двух лет обучения этой дисциплине в хореографических училищах, а толковым учебником для театральных вузов явился «Танец» Е.Васильевой. Среди новинок можно отметить интересные работы «Старинные бальные танцы. Эпоха Возрождения» Е.Михайловой-Смольняковой и «Старинные бальные танцы. XVII-XIX века» Е.Ереминой-Солениковой (СПб., 2010), дополненные видеоматериалом. В 2013 г. в нашем издательстве вышло в свет первое русское издание книги Туано Арбо «Оркезография. Трактат об искусстве танца Франции XVI века» (1588) – первого в истории танцевального учебника. «Книга Туано Арбо написана с полным знанием дела, она отражает требования и танцевальные принципы своего века», - так говорит об этой книге Ивановский, и отмечает, что она «закладывает основание той французской школы танца, которая через столетие приводит к созданию парижской Академии танца, ставшей законодательницей танцевальной моды на сто с лишним лет».

Н.П.Ивановский предложил описания наиболее известных танцев соответствующих эпох, и расположил их в строго хронологическом порядке и с соблюдением четкой структуры. Описаниям танцев предшествует описание реверансов и поклонов, принятых в различные эпохи. Далее разбирается техника бассдансов (к которым относятся бранль, павана, алеманда, куранта, гальярда), ригодона, романесок, менуэта в его различных видах, жиги, гавота, контрдансов (среди которых кадриль, лансье, экоссез, матредур, тампет), полонеза, мазурки, вальса в его разных вариантах, польки, котильона и его фигур, краковяка. Отдельно даны описания русских танцев XIX века: вальса-мазурки, па-де-катра, миньона, шакона, фигурного вальса. 

Раздел «Преподавание элементов бального танца» представляет собой основы этой дисциплины. Н.П.Ивановский стал первым отечественным педагогом XX века, который проанализировал опыт преподавания историко-бытового танца. «Бальные танцы технически сравнительно просты, но актерски очень трудны», - отмечает автор. – «Можно сказать больше: для исполнения бальных танцев нужно прежде всего хорошо вникнуть в их существо, быть артистически одаренным – способным находить танцевальный образ».

Рисунки и схемы, сопровождающие описательный материал, делают книгу доступной для изучения читателям с разной степенью подготовки. 

В приложении дается нотный материал, предлагающий примеры музыки, под которую можно исполнять старинные бальные танцы.

Редакция балетной литературы издательства «Планета музыки»
 


Интернет магазин