Предисловие

Ежедневные упражнения для музыканта, как и ежедневный экзерсис для артиста балета – это насущный хлеб. Поэтому потребность в этюдах и разнооб-разных упражнениях всегда будет велика. Работа над техникой будет успешной, если онабудет разнообразной и интересной. Именно поэтому многие композито-ры и исполнители стремятся создать свои собственные школы инструментальной игры. Герман Беренс – один из тех композиторов, с которым каждый пианист в первые годы обучения. Он жил и творил в эпоху расцвета фортепи-анного исполнительства, когда уже были созданы шедевры Моцарта, Бетховена, Шуберта и Шопена. И в то же время новые возможности удивительного инстру-мента всё продолжали открываться…

***
Иоганн Герман Беренс родился 7 апреля 1826 года в Гамбурге в семье му-зыканта – известного в своем городе флейтиста и капельмейстера Конрада Бе-ренса (1801 – 1857). Конрад, по-видимому, был хорошим музыкантом и педаго-гом, атакже сочинял музыку. Он учил музыке своих сыновей, и все трое пошли по стопам отца: Герман стал пианистом, педагогом, дирижером и композитором, Адольф – скрипачом, Эрнст – музыкальным издателем.

Своё образование Герман продолжил в Дрездене – городе с богатыми му-зыкальными традициями. Здесь он учился два года. Его педагогом по компози-ции был Карл Готлиб Райсигер – профессиональный и разносторонний музы-кант: пианист, органист, композитор, музыковед, хормейстер, первоклассный дирижер, а впоследствии один из руководителей Дрезденской консерватории.

По окончании обучения Беренс вернулся в Гамбург и сосредоточился на сочинении музыки. Молодой композитор был полон честолюбия, он был талант-лив и трудолюбив, мечтал создавать произведения для музыкального театра и концертной эстрады. Но что-то помешало ему достичь успеха в родном городе.

В то время, как и сейчас, Германия была страной высочайшей музыкальной культуры с большим числом профессиональных музыкантов, и конкуренция между ними была очень высока. Возможно, именно поэтому Беренс решает покинуть родину и поискать своё место в другой стране – Швеции – которая в то время находилась на периферии музыкальной культуры. При этом шведская культура и менталитет в некоторых чертах были созвучны немецким – от северной Германии эту страну отделяет лишь море. Все эти обстоятельства дали Беренсу возможность раскрыть свой талант на шведской земле, обратить на себя внимание и занять там свою нишу.
В 1847 году композитор приехал в Стокгольм. С этого времени и до конца жизни Швеция стала его второй родиной, и первое имя стало звучать на шведский манер – Юхан. Юхан Герман Беренс развил активную деятельность.
В Стокгольме он стал организатором продолжительной серии камерных концер-тов, в которых и сам принимал участие как пианист. Однако, в 1849 году композитор уехал в шведскую глубинку – город Эребру. Здесь он стал музыкальным директором – то есть «главным музыкантом» города, руководителем городской музыкальной жизни. В Эребру он прожил добрых десять лет, а в 1860 вновь вернулся в Стокгольм. Теперь, будучи во всех отношениях опытным и зрелым музыкантом, Беренс занял пост дирижера в театре «Миндре» (Малом театре), а спустя несколько лет стал дирижёром Королевского театра и профессором композиции.

При этом он никогда не переставал сочинять музыку и работал в самых разных жанрах, писал пьесы для фортепиано, органа, камерные произведения, песни… Его опера «Виолетта», оперетты «Сон в летнюю ночь», «Люлли и Кино», «Риккардо» с успехом шли в театре.

Многие сочинения Беренса не забыты и сегодня – так, несколько лет назад музыканты струнного трио “ZilliacusPerssonRaitinen” из Швеции сделали запись трёх струнных триоБеренса, op. 85. И всё же больше всего композитора знают и помнят за его методические произведения, среди которых и сборник этюдов «Новейшая школа беглости», и «Школа гамм, аккордов и украшений», и «Развитие левой руки», и многие другие сборники.
Без сомнения, к созданию такогообширного педагогического репертуара Беренса подталкивала собственная преподавательская деятельность. На своих уроках в классе фортепиано он сталкивался с теми же задачами, с которыми сталкивается любой педагог. Как помочь ученикам успешно освоить различные виды техники? Как сделать так, чтобы игра гамм, упражнений, этюдов не была скучной? Ведь с одной стороны, работа над техникой – это рутина. Но с другой – в искусстве не может быть никаких мелочей. В своём стремлении увлечь учеников работой над техникой Беренс постоянно давал им свежий материал, сочинял всё новые упражнения и этюды. И с истинно немецкой склонностью к порядку систематизировал их, оформляя в виде сборников, которые вот уже второе столетие верой и правдой служат педагогам и юным пианистам.

***
В настоящее издание вошли два сборника детских упражнений, направ-ленных на овладение различными видами фортепианной техники: «50 фортепианных пьес для начинающих» (соч. 70) и «20 детских этюдов» (соч. 79). Очень важно с самого начала обучения осваивать приёмы игры правильно подобранными пальцами, поэтому особое внимание при подготовке данного издания было уделено аппликатуре. Первый сборник содержит упражнения для развития моторики и мелкой техники. Пьесы здесь выстроены по нарастанию сложности и охватывают как начальный, так и средний период обучения. Второй сборник даёт возможность не только закрепить уже освоенные технические навыки на ху-дожественных примерах, но и овладеть новыми, более сложными приёмами игры. Этюды здесь сгруппированы попарно, что позволяетотработать каждый приём как в правой, так и в левой руке.

Музыкальная редакция издательства «Планета музыки»
 


Интернет магазин