Предисловие

Библиотека учебной литературы по фортепиано богата и обширна. За почти трехвековую историю инструмента она непрестанно пополнялась, — вместе с открытием новых возможностей фортепиано и развитием техники исполнителей. Школы игры на фортепиано, собрания упражнений и этюдов — Ганона, Шмита, Плэйди, Куллака, Йозефи, Черни, Клементи, наконец, Листа, Таузига, Бузони — это, вероятно, лишь десятая часть существующей учебной литературы. Учебное пособие Йоганнеса Брамса (1833–1897) «51 упражнение для фортепиано» занимает в этом длинном ряду достойное место.

Если бы Брамс не стал выдающимся композитором, то, по всей вероятности, избрал бы карьеру концертирующего пианиста. Родившийся в семье музыканта оркестра, Йоганнес начал учиться игре на фортепиано с 7 лет, его первым педагогом был Отто Коссель (1813–1865). Уже в 10-летнем возрасте мальчик начал выступать как пианист-виртуоз, а в 12 лет написал первую фортепианную сонату g-moll. Родители и педагог хотели, чтобы он продолжил карьеру пианиста, но Йоганнеса все больше тянуло к сочинению.

Несколько лет его педагогом был пианист и композитор Эдуард Марксен (1806–1887), лично знавший Бетховена и Шуберта (в дальнейшем Брамс посвятит Марксену один из своих фортепианных концертов). С 14 лет Брамс давал сольные концерты как пианист, при этом продолжал много сочинять.

Занятия композицией взяли верх, Брамс перестал делать упор на исполнительство, однако на протяжении всего творческого пути он много писал для фортепиано и часто выступал первым исполнителем своих произведений. (Заметим, что младший брат композитора, Фриц Брамс, стал пианистом и педагогом, преподававшим в Гамбурге.)
Молодой композитор постепенно завоевывал признание. Познакомился с Листом, Шуманом, поддержавшими его талант. Лист исполнил фортепианное скерцо (соч. 4) Брамса, Шуман поспособствовал первому изданию сочинений Брамса, это были 1-я и 2-я фортепианные сонаты (соч. 1, 2), сборник «Шесть песен» (соч. 3), Скерцо, 3-я фортепианная соната (соч. 5)…

К сочинению сборника упражнений Брамс пришел в конце жизни, но, по всей вероятности, обдумывал его не один год. Композитору всегда был свойствен перфекционизм. В стремлении к совершенству он был строг к себе: не отдал в печать или уничтожил многие свои произведения.

Вплотную к написанию фортепианных упражнений Брамс приступил в 1890 г., отдыхая в курортном городке Бад-Ишль, где он регулярно проводил лето. Здесь появились почти все его поздние сочинения, в том числе циклы фортепианных пьес (соч. 116, 117, 118, 119).

В 1893 г. сборник «51 упражнение для фортепиано» («51 Ьbungen fьr Pianoforte») вышел в издательстве Н. Зимрока (Zimrok) без указания opus’a. Упражнения с 1 по 25 составили 1-ю тетрадь, упражнения с 26 по 51 — 2-ю тетрадь.

Оригинальные, разнообразные, музыкально выразительные упражнения Брамса не просто дают музыканту достойный материал для работы, но означают «подъем учебного пособия на новую, более высокую ступень» (Я. Мильштейн).

Брамсовский сборник представляет своего рода небольшую энциклопедию фортепианной техники. В каждом их упражнений автор ставит перед исполнителем определенную задачу и дает средства ее решения. Это всевозможные гаммообразные и арпеджированные пассажи, различные пятипальцевые формулы, двойные ноты (в терцию, в сексту, смешанные формы), аккорды, полифоническая и полиритмическая техника, разные виды артикуляции, упражнения на растяжение кисти.

Все эти упражнения очень полезны для развития универсальной техники, но еще более — для развития техники, необходимой для исполнения фортепианных произведений Брамса, сложных и подчас «неудобных» (в которых встречаются, например, параллельные октавы, параллельные сексты, используемые в быстром темпе, играемые на пианиссимо), они готовят к исполнению пассажей в брамсовских концертах.

Любые технические этюды следует играть музыкально, тем более Брамса. Большой композитор остается большим и в технических упражнениях, и, по словам пианистов, упражнения Брамса с их интересными гармониями взывают к воображению исполнителя. Хотя упражнения — отнюдь не концертные пьесы, тем не менее существует их запись в исполнении турецкой пианистки Идиль Бирет.

В предыдущем отечественном издании «51 упражнение для фортепиано», давно ставшим библиографической редкостью, нотный текст подвергся небольшой редакционной правке. В настоящем издании нотный текст сохранен в том виде, в котором был издан автором. Короткие пояснительные примечания в нотах принадлежат композитору, так же как аппликатура и штрихи.

Собрание упражнений Брамса помогает решить сразу несколько задач современного пианиста: получить новый материал для ежедневных занятий, познакомиться с техническими рекомендациями крупного композитора, систематизировать знания фортепианной техники того исторического периода, получить ключ к исполнению произведений Брамса.
 


Интернет магазин