Предисловие

Фердинанд Зибер был известнейшим в свое время профессором пения в Берлине. Созданные им вокализы и учебники пения активно использовались немецкими и итальянскими вокалистами. Базируясь на итальянской традиции, Фердинанд Зибер преподавал вокал в Берлине и Дрездене.

Немецкая национальная вокальная школа сформировалась и четко определилась к середине XIX века. Фердинанд Зибер стал не последним в этом формировании – немецкий певец, композитор, вокальный и музыкальный теоретик и педагог, музыкальный критик. Ему многое удалось сделать в области вокальной педагогики. Родился Зибер в Вене в 1822 году.

За свою жизнь он создал несколько учебников пения, среди которых са-мым популярным был «Катехизис певческого искусства» (нем. Katechismus der Gesangskunst), опубликованный в 1862 году. Кроме того, его перу принадлежат многочисленные вокализы и сольфеджио.

Основными его сочинениями являются романсы и крайне распространенные популярные руководства: «100 Vokalisen und Solfeggien in 6 Heften» (op. 30—35, по opus’у для сопр., меццо-сопр., контральто, тенора, барит. и баса); «Die Schule der Geläufigkeit für Sänger und Sängerinnen jeder Stimmklasse» (op. 42—43); «60 leichte Vokalisen und Solfeggien in 6 Heften» (op. 44—49, по opus’у для каждого вида голоса); «60 zwei-drei- und 4-stimmige Vokalisen» (op. 52 для 2 сопр., op. 53 для сопр. и контр., op. 54 д. сопр. и тен., op. 55 д. тен. и баса, op. 56 д. сопр., мец.-сопр. и контр., op. 57 д. сопр., контр., тен. и баса); «60 Vokalisen für vorgerücktere Gesangschüler zur höheren Ausbildung der Technik» (op. 78—83); «24 sechzehntaktige Vokalisen in allen Dur- und Molltonarten» (op. 85); «Achttaktige Vokalisen für den ersten Gesangunterricht in Schule und Haus etc.» (op. 92—97); «Die Kunst des Gesangs. Vollständige theoretisch-praktische Gesangschule (op. 110: «Theoretische Prinzipien», op. 111: «Praktische Studien»); «60 Vokalisen und Solfeggien im Anschluss an die theoretischpraktische Gesangschule» (op. 112—117); «60 Vokalisen» (по 10 для каждого голоса) op. 129—134; «Vorschule des Gesangs für das jugendliche Alter vor dem Stimmwechsel» (op. 112); «Vollständiges Lehrbuch der Gesangskunst für Lehrer und Schüler» (1858, 3-е изд. 1878); «Katechismus der Gesangskunst» (1862, много изд.); «Die Aussprache des Italienischen im Gesang» (1860, 2-е изд. 1880); «Aphorismen aus dem Gesangsleben» (1865); «Kurze Anleitung zum gründlichen Studium des Gesangs» (1852, 2-е изд. 1865); «Handbuch des deutschen Liederschatzes. Ein Katalog von 10.000 nach dem Stimmumfang geordneten Liedern, nebst einer reichen Auswahl von Duetten und Terzetten» (1875).

Композиторские работы Зибера включают в себя серию песен и кантат. Однако особенно известны его редакции вокальных партий множества итальянских опер. Так, в 1887 году им был выпущен сборник итальянских песен и арий XVIII—XIX веков «Бель канто», который в свое время ценился как специфическое «противоядие» против декламационной манеры немецких певцов в вагнеровскую эпоху. Известны и многочисленные работы Зибера как музыкального критика.

В свое время Фердинанда Зибера знали и как оперного певца, и как музыкального критика, но, в первую очередь, как учителя пения и вокального теоретика. Зибер был учеником известных итальянских педагогов Ф. Микша и Джовани Ронкони-сына, поэтому в своем преподавании основывался на итальянской традиции. Он писал: «Во всех наших произведениях мы называем достойной задачей современности методическую и научную разработку несравненных учений и традиций старых итальянцев, которые дали изумленным современникам сотни таких отличнейших певцов и певиц, каких вы теперь напрасно стали бы искать с фонарем Диогена».

Будучи известным музыкальным теоретиком своего времени, в своих работах он раскрывает секрет глубокого дыхания, а вместе с ним и секреты бельканто. Зибер оставался в своем пении и преподавании активным сторонником грудобрюшного типа дыхания, который носит название «диафрагматического» (диафрагмального). Именно этот вид дыхания им определяется как единственно правильный «брюшной тип дыхания» (1882). В этом плане Зибер не делал различий между мужчинами и женщинами, считая, что правильно дышать должны все.
Наверное, его можно назвать единственным автором середины XIX века, сумевшим на теоретическом и практическом уровне сопоставить вокальные установки эпохи классического бельканто (XVIII век) и ему современные. Вопреки многим существовавшим в то время «революционным» вокальным теори-ям относительно наличия множества вокальных регистров, Зибер исходил из двухрегистровой природы вокального голоса. Открыто против новых концепций он не выступал, не возражал им, однако в соответствии с двухрегистровой концепцией ему удалось определить пути по дальнейшему усовершенствованию учения о вокальном голосе, что позволило ему создать теоретическую основу для новых оперных исполнительских стилей эпохи романтизма.

Большое внимание педагог уделял вопросам «сглаживания регистров», которые занимали и занимают до сих пор важнейшее место в вокальной педагогике. Зибер еще в 1858 году обращает внимание на то, что «в учении о регистрах царит почти вавилонское столпотворение. Речь идет не больше не меньше как о введении новых, будто бы вновь открытых регистров…» Педагог в своих трудах ратует за необходимость раскрывать голос полностью «…что грудной голос, в свою очередь(…) ничем так не сохраняется, ничем так не облагораживается и в то же время не укрепляется и не расширяется, как продолжительной и целесообразной выработкой головного голоса… Мы(…) чрезвычайно часто убеждались, что раннее употребление второго регистра является во всех голосах вернейшим средством, как для объединения, так и для сохранения полного объема голоса, тогда как запоздалое употребление головных тонов ведет к принужденности голоса и влечет за собой опасность».

Фердинанд Зибер в своих вокальных исследованиях делает важный вывод – микст в звучании регистров, наработанные тембральные изменения самостоятельным регистром не являются, а выступают как производные и искусственно сформированные.

Фердинанд Зибер многое сделал для распространения стиля бельканто в Германии XIX века, но, тем не менее, ему, как и другим сторонникам этого стиля, не удалось преодолеть в области национальной германской вокальной школы влияния Рихарда Вагнера. Так, проводя в «Полном учебнике по искусству пения для учителей и учеников» (1858) анализ классификации вокальных голо-сов, Фердинанд Зибер отмечает, что осуществлено их разделение на типы (мужские и женские, высокие (тенор и сопрано) и низкие (бас и альт)) было только после того, как сцену оставили певцы-кастраты. Новая классификация в связи с последующим развитием сольного пения стала неполной, в результате чего потребовалось введение еще средних типов – баритона и меццо-сопрано.
В Германии Зибер был ярким представителем итальянского пения. Лео Кофлер, проследив жизненный и педагогический путь Фердинанда Зибера, называл его «апостольским преемником», имея в виду его итальянские корни.

В тогдашней вокальной Германии Зибер выступал действительным наследником традиции бельканто, и с этих традиций ему удалось точно определить роль и значение нововведений, неизбежно возникающих в процессах эволюции вокального мастерства и с позиции его стиля, и с позиции его теоретической основы. Это учение Фердинанд Зибер назвал учением о вокальном голосе.

Фердинанд Зибер был крайне плодовит, до нас дошло более ста его сочинений, основную часть которых составляют романсы и руководства по пению, достаточно популярные и распространенные и при его жизни, и после его смерти. Через десять лет работы вокальным педагогом в Берлине, в 1854 году получил звание профессора университета.

Незадолго до смерти Зиберу удалось опубликовать новую книгу вокальных упражнений, новаторство которой заключалось в ином взгляде на дыхание и пение. Эти упражнения позволяли не только укрепить голос вокального певца, но и развить его путем использования дыхательных практик.

Упражнения Зибера отличает крайняя мелодичность, во многом эти упражнения представляют собой готовые мелодии для песен, что отличает их от множества существующих упражнений.

Вокализы представляют собой вокальных упражнения без слов, которые исполняются на одном либо нескольких гласных звуках. Вокализы являются вокальными разминками, обучающимися техники, укрепляющими вокал исполнителей любого возраста. Вокализы появились в середине 18 века, и к моменту преподавания Зибера имели самое активное хождение. Зибер неоднократно использует их для работы над вокальной техникой. Свои вокализы он сопровождает инструкциями для освоения технических сторон вокализов. В отличие от вокализов 18 века, Зибер составлял свои вокализы непосредственно для педагогических целей, а не были адаптированы из существующих песен.

Вокализы Зибера, его упражнения необходимо исполнять на разных гласных. Сначала соблюдение нюансов не важно, однако упражнения исполняются плавно, на легато. Постепенно, однако, певцы переходят к нюансам, исполнение которых позволяет совершенствовать мастерство вокалиста. Запятыми в его учебниках и сборниках отмечаются ритмические паузы, особенности дыхания.

Фердинанд Зибер как педагог был невероятно популярен и очень хорош. Одним из важных моментов его преподавания было понимание важности гласных и их изменении в пении, а также роль гласных в сохранении баланса регистров. Вокализы Зибера предназначаются для балансировки регистров при использовании 8 мерных мелодий, основанных на итальянских слогах da, me, ni, po, to, la, be. Баланс реестров достигается с помощью изобретенного Зибером способа организации слогов. Цель его педагогики - разрешить пространство открытых гласных в закрытых гласных и кольцо закрытых гласных в открытых гласных. Линдквист назвал эти вокализы «мостиком между вокализацией и пением музыки».

Фердинанд Зибер в 1861 году был удостоен Золотой медали наук и искусств Великого герцогства Мекленбург-Шверинского – очень значимая в то время в Германии награда. Фердинанд Зибер умер 19 февраля 1895 года в городе Берлине, в собственном доме от воспаления легких.

В целом, Фердинанд Зибер сделал много для вокальной педагогики, и все же его имя остается до сих пор неизвестным, часто его упражнения и вокализы используются при работе с вокалистами анонимно. А ведь Зибер был учителем множества великих и известных певцов, в частности, Анны Э. Шоен-Рене (1864-1942). Зибер часто выступал первым учителем будущих «звезд», находящим и шлифующим талант, поэтому лавры доставались тем педагогам, при которых ученики увидели пик своей славы.

Его произведения хорошо известны вокальным педагогам и вокалистам. Их достаточно часто переиздают, но уникальности своей для развития голоса они не теряют.

Вокализы Зибера для сопрано и меццо-сопрано – настоящая находка для вокалиста, желающего развивать и обогащать свой голос.

Мария Булат,
автор-исполнитель, педагог по вокалу
 


Интернет магазин