Предисловие

Покойный Николай Разумникович Кочетов (1864 — 1925) был всесторонне образованным музыкантом. Помимо композиторской деятельности, он был дирижером, историком музыки и вокальным педагогом. Последнюю профессию Н. Р. унаследовал от своей матери, известной певицы и профессора Московской консерватории Александры Дормидонтовны Александровой-Кочетовой, ученицы Тешнера и Ронкони. В вокальной педагогике, как и в других областях, Н. Р. Кочетов был вдумчивым, серьезным и добросовестным работником, сторонником широкого научного обоснования методов вокальной педагогики и упорной работы над вокальным материалом, в основу которой он ставил тщательную выработку вокальной техники.

Под этим термином Н. Р. разумел не только беглость, но и всю подготовительную работу по овладению голосовым органом, а главное «уменье точно передать во всех подробностях музыкальный рисунок исполняемого». В это определение автор включает беглость, динамику, дикцию, фразировку и передачу художественных намерений композитора и поэта. Поэтому Н. Р. Кочетов равно останавливает внимание, как на методах сглаживания регистров, на приемах овладения резонаторами и дыханием, так и на целесообразности применения вокализов и сольфеджирования, а также и на технике выразительности. Автор высказывает в возможности создания «единого метода» обучения пению, указывая на анатомические и психические различия обучающихся, которые вызывают и применение разных приемов обучения. Но ведь различие деталей индивидуального подхода к учащемуся еще не колеблет основных положений метода.

Н. Р. участвовал уже в работе Вокально-методологической секции в период подготовительной деятельности ее и проявлял всегда интерес ко всем дебатируемым вопросам, обнаруживая при этом серьезную и разностороннюю эрудицию. Н. Р. привлекла в секцию возможность широко развернуть экспериментальное изучение процесса голосообразования, подойти с научной точки зрения к методической и методологической сторонам вокального искусства, а поделиться своим педагогическим опытом и знаниями. Отзывчивость на самые разнообразные научные и художественные запросы времени —очень характерная и глубоко симпатичная черта покойного Н. Р. Кочетова.

Автор предупреждает читателя, что его брошюра не представляет методики преподавания пения. Тем не менее мы найдем в ней не мало полезных указаний на различные методически приемы и образцы упражнений, выработанных им на основе собственного многолетнего педагогического опыта. Спорным является, однако, мнение, что с понижением типа голоса понижаются и границы регистров: по отношению к женским голосам это нам представляется как раз обратным, что же касается мужских голосов, то утверждение это безусловно правильно. Методы исправления недостатков, связанных с форсировкой грудного регистра, рекомендованы вполне целесообразно.

Выводы автора не могут встретить возражений со стороны серьезного педагога: необходимость планомерного и систематического обучении на основе технических упражнений (планомерная гимнастика), вокализов и сольфеджий (с оговорками автора, указанными в брошюре), ограничение разучивания пьес —все это те простые истины, которые полезно повторять возможно чаще. Издаваемая брошюра — посмертная работа Н. Р. Кочетова; она была прочитана им в заседании секции в декабре 1923 года и вызвала оживленный обмен мнениями.

Всев. Багадуров,
Председатель Вокально-методологической секции ГИМНа

 


Интернет магазин