Предисловие

Виктор Степанович Косенко (1896 — 1938) — украинский композитор, пианист, педагог.

«В лице Виктора Степановича Косенко, живущего постоянно в Житомире, украинская музыкальная культура имеет на редкость цельного композитора-лирика. Его прекрасная музыка хотя и не построена на модных нынче острых звукосочетаниях, но всегда глубоко искренна, всегда пленяет изумительно четкой логикой мышления, кристально ясной формой и блестящей разработкой тематического материала». Эта краткая характеристика была опубликована в 1928 году в газете «Харьковский пролетарий», когда известность Косенко была еще весьма ограничена. Однако, цитированный отзыв знаменует собой начало последнего десятилетнего этапа жизни Косенко — наиболее плодотворного и значительного.

Косенко относительно поздно попал в поле зрения широкой музыкальной общественности и критики, что объясняется прежде всего исключительной скромностью музыканта, и уж никак не творческой апатией с его стороны. Напротив, вся его недолгая жизнь в искусстве была насыщена трудом — сочинением музыки, артистической деятельностью, общественной работой.

Одному из немногих украинских композиторов того времени, Косенко удалось получить европейское музыкальное образование. Его детство прошло в Варшаве. Будучи настоящим вундеркиндом, уже в возрасте шести лет, не зная нотной грамоты, он играл по слуху «Патетическую сонату» Бетховена.

Уникальные способности мальчика развивались под руководством профессоров Варшавской консерватории. Он с детства твердо решил посвятить себя музыке, довольно рано начал пробовать себя в композиции и, после переезда с семьёй в Петроград в связи с началом войны, поступил в консерваторию. Становление его таланта проходило под руководством именитых педагогов: Н. Соколова и А. Глазунова по композиции, И. Миклашевской по фортепиано, Н. Черепнина по дирижированию. Уже в те годы молодой музыкант много сил и времени отдает композиции, особенно в жанре фортепианной и вокальной миниатюры. Так, один из его ранних романсов — «Ветер прелестный» — был высоко оценен самим Глазуновым и дал возможность освободить студента Косенко от платы за обучение. Кроме того, в Петербурге юный музыкант встречался с Рахманиновым и Скрябиным.

С 1918 года, окончив Петроградскую консерваторию, преподавал в Музыкальном техникуме в Житомире (позднее — директор Житомирского музыкального училища). С годами, по мере восстановления художественной жизни и преодоления страной последствий гражданской войны, артистическая деятельность Косенко выходит за пределы Житомира, а затем и Украины. Он все чаще выступает в крупных культурных центрах республики, бывает и в Москве, снискав репутацию одаренного пианиста с широким и разнообразным репертуаром, значительную часть которого составляли сочинения современных украинских авторов — Н. Лысенко, Л. Ревуцкого, Я. Стенового, Ф. Козицкого. Значительное место в программах Косенко-пианиста занимали и его собственные фортепианные опусы. С 1929 он преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте (с 1932 — профессор). В 1934-1937 работал в Киевской консерватории. В историю украинской музыки Косенко вошёл, прежде всего, как мастер лирических произведений, опираясь на традиции русской (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин) и украинской классики (Н. В. Лысенко). Его вокальное, камерное и симфоническое творчество наполнено романтическими интонациями славянской музыки и народной песни.

Понимая задачи, стоящие перед детским музыкальным образованием, украинские композиторы обратились к созданию детской музыки. Первыми из них были В. Барвинский, Н. Вилинский, Ф. Надененко, Б. Яновский, педагог-композитор С. Шевченко. Группа виднейших украинских музыкантов — профессора Муздраминститута имени Н. Лысенко Г. Беклемишев, В. Золотарев, Л. Ревуцкий — приступила к составлению систематизированного фортепианного репертуара, в который вошли лучшие сочинения классической и советской украинской музыки. Кроме того, они специально для репертуара написали детские пьесы. Помогал работе комиссии и В. Косенко. С этой же целью он создал свои первые фортепианные произведения для детей — «4 детские пьесы» (1930), ставшие своеобразной прелюдией к его циклу «24 детские пьесы». В этот период появляется также его сборник детских пьес для фортепиано. Вошедшие в него 12 пьес представляют собой обработки и гармонизации мелодий А. Голубицкого — врача из Житомира, знакомого В. Косенко. В 1937 году композитор создает музыкальное оформление для детской новогодней елки. Был создан и цикл песен для детей: «Я начинаю также работать, — говорил он в своем выступлении перед детьми, — над очень интересными стихами любимых вами писателей: К. Чуковского, А. Барто, Н. Забилы и других. Я теперь вместе с вами увлекаюсь чудесными сказками и стихами этих писателей. Надеюсь, что встречусь с вами еще раз уже с новыми песнями».

Как видим, обращение В. Косенко к детской музыке не было случайным. Она привлекала его внимание до конца жизни, на протяжении десятка лет. Как детский композитор он известен своими сочинениями для фортепиано, прежде всего, циклом «24 детские пьесы» (для учащихся 1—5-х классов), который создавался в период стремительного развития детского музыкального образования и эстетического воспитания во многих странах. В тот же период в Венгрии Б. Барток создаёт свой цикл «Микрокосмос», а в Германии появляется «Музыка для детей» К. Орфа. Разные по тематике, образам, стилевой направленности, произведения этих художников близки в главном — в подходе к детской литературе как неотъемлемой части духовного обогащения и воспитания. Образы пьес близки и понятны всем детям, передают настроения и чувства, без которых немыслим мир детских переживаний.

Идею создания своего цикла В. Косенко сформулировал так: «Я усердно изучил музыкальную литературу для детей, которая была создана раньше. Много хороших пьес для детей написали композиторы Шуман, Чайковский и другие выдающиеся музыканты. Преподавая немало лет по классу фортепиано, я хотел создать такой сборник художественных пьес, которые готовили бы юных пианистов с технической стороны и давали бы им навыки игры на фортепиано последовательно во всех тональностях, а главное, мне хотелось, чтобы вы учились на таких пьесах, которые отражают нашу новую жизнь, поэтому в сборник вошли такие пьесы, как пионерские песни, марши, народные песни, танцы и другие».

Некоторые из пьес цикла — это воспоминания о мире детства самого композитора: извечный Петрушка (из одноименной пьесы), музыкальная шкатулка («Полька»), первые детские музыкальные впечатления («Вальс», «Мазурка», «Балетная сценка»). Это и беззаботное настроение в солнечное утро («Утром в садике»), и весёлая игра («Скакалочка»), и обида, сменяющаяся восторгом («Не хотят купить мишку», «Купили мишку»), и веселая погоня за бабочкой («За мотыльком»), и страшная сказка («Сказка»), и мамина колыбельная («Колыбельная песня»). Не случайно аналогии к некоторым картинкам сборника можно найти в других детских альбомах известных мастеров. В частности, неоспоримо влияние «Детского альбома» Чайковского на музыку для детей В. Косенко. Не случайны, по всей видимости, и образные аналогии диптиха «Не хотят купить мишку» — «Купили мишку» с триптихом Чайковского «Болезнь куклы» — «Похороны куклы» — «Новая кукла». Влияние «Детского альбома» заметно и в сборнике детских пьес В. Косенко — обработок и гармонизаций мелодий А. Голубицкого.

Но есть в звучании детской музыки В. Косенко то определенно-характерное, благодаря чему мы узнаем почерк композитора, его круг образов. Освоив традиции отечественной и западноевропейской литературы для детей, Виктор Степанович создает свой стиль. Основывается он прежде всего на национальных истоках, что ощущается в глубокой лиричности, характерной для украинской музыки. «Мне очень близка теплота и задушевность украинской песни, — говорил В. Косенко. — Ведь эти песни о жизни трудового народа, о его мыслях, чувствах и стремлениях, о его радостях и печалях».

Национальные особенности цикла ощутимы в песенно-танцевальных образах («Украинская народная песня», «Мелодия», «Колыбельная песня», «Плясовая»). Косенко стремится максимально точно и рельефно передать образное содержание народной песни, ее социальный подтекст, на что и направлены все средства выразительности. Задумчивый монодический запев «Украинской народной песни» (унисон через две октавы) во фригийском ладу открывает завесу в далекое прошлое. Заканчивается пьеса таким же инструментальным отыгрышем. Мелодия звучит в среднем (вокальном) регистре, в окружении подголосков и контрапунктирующего голоса — в манере народного пения. «Пустые» квинты в басу усиливают трагическое настроение и не только напоминают звучание народного инструмента, но также вводят детей в сферу народного музицирования.

Близка народным истокам и «Мелодия», насыщенная интонациями украинской лирической песенности, ее ладовыми особенностями, опеванием тоники, пентатоническими оборотами, попевками в натуральном и гармоническом миноре, мелодическим варьированием. Тонкое национальное преломление находят также новые образы, новая тематика. Особенно показательна «Пионерская песня», в которой жанр пионерской музыки органически сочетается с чертами народно-хорового искусства. Так, квартовые интонации, характерные для пионерской песенности, чередуются с поступенным движением народных мелодий. А запев солиста в пионерской песне здесь скорее напоминает традиции народного многоголосия: один голос подхватывается другим.

Картинки родной природы также изображены композитором в красках народного искусства. Лирическая акварель «На опушке» окрашена ладовыми, интонационными оттенками народной музыки. Близость к ней подчеркнута трихордными попевками, вариантностью мелодики, монодическим изложением, окончанием пьесы квинтовым аккордом. Мягкий колорит созерцательной «Пасторали», ее пентатонические обороты, волыночный бас, подголосочная фактура также близки фольклорным источникам. А в красочной зарисовке «За мотыльком» эта близость ощущается в движении мелодии по смежным ступеням с остановкой на натуральной квинте, в мелодической и ритмической вариантности, в ладовой переменности (натуральной, гармонический, мелодический минор), в неквадратности построения.

В детской музыке В. Косенко ясно прослеживается стилевой почерк композитора. Она является как бы своеобразной школой для исполнения его фортепианных произведений. Так, гармонический язык детских пьес отражает характерные для В. Косенко черты ладо-гармонического мышления, что проявляется в одноименном сопоставлении тональностей, выборе народных ладовых красок, хроматизации лада, альтерации квинты и в применении в басу параллельных квинт, типичных для народной музыки.

Помимо прочего, преобладание в детской музыке Косенко игровых, подвижных образов определяет большую роль моторной техники. Как известно, дети 7—11 лет очень восприимчивы к усвоению моторных навыков. В пьесах Косенко они проявляются и в мелкой технике, имеющей особое значение в начальный период обучения, и в стаккатном движении, и в технике скачков, и в чередовании штрихов legato и staccato, при этом любой технический прием является у него прежде всего выразительным средством.

Сочинения В. Косенко, в частности его цикл «24 детские пьесы», и поныне остаются одним из лучших достижений украинской фортепианной детской литературы. Написанная с любовью и мастерством, яркая и праздничная, его музыка отвечает высоким требованиям художественного творчества для детей, учит любить родину и народное искусство.

 

Сергей Стройкин, музыкальный редактор издательства «Планета музыки»


Интернет магазин