Предисловие

Предлагаем вашему вниманию учебное пособие, адресованное начинающим вокалистам. Его автор – Майкл Уильям Балф (англ. MichaelWilliamBalfe, 1808–1870), широко известный в свое время ирландский композитор, скрипач, оперный певец (баритон) и дирижер. Балф не претендует на звание гениального композитора, и жизнь его не отмечена глубокими исканиями, трагедиями, взлетами и падениями, обычно сопровождающими путь гения. Но, вне всякого сомнения, это был даровитый и высокопрофессиональный композитор и певец, снискавший долгую успешную карьеру, вполне соответствующую его таланту и трудам.

Майкл Балф родился в Дублине в семье скрипача Уильяма Балфа. Первые уроки музыки мальчик получил от отца и как скрипач впервые выступил в концерте в возрасте девяти лет. После смерти отца талантливый юноша переехал в Лондон и устроился скрипачом в оркестр Королевского театра «Друри Лейн», где вскоре стал играть первую скрипку. Вместе с тем он прилежно изучал композицию и стал сочинять, а также, обнаружив у себя красивый голос, решил устремиться на оперую сцену.

После не слишком успешного дебюта в Англии в опере Вебера «Вольный стрелок» Балф отправился учиться пению в Италию – мекку вокального искусства. Здесь, обосновавшись в Милане, он брал уроки у видного певца-баса Филиппо Галли, а также занимался композицией под руководством профессора миланской консерватории Винченцо Федеричи. Балф написал музыку к балету «Перуанка», который с успехом прошел на сцене Ла Скала.

А успех как певец Балф обрел в Париже. Здесь композитор Керубини, с которым Балф был знаком, представил его самому Россини. Маэстро очень понравилось, как молодой певец спел арию “Largoalfactotum” из его «Севильского цирюльника», и он пообещал через год устроить ему ангажемент в Итальянской опере в Париже, - если в течение этого года он будет заниматься у маститого вокального педагога Бордоньи.

Всё именно так и произошло. В 1827 году с триумфом прошел дебют 19-летнего Балфа на сцене Итальянской оперы. Он выступил в роли Фигаро в «Севильском цирюльнике», а его партнерами были именитые певцы Грациани, Левассер, Бордоньи, Зонтаг, Амиго. Публика горячо встретила нового артиста. Его голос, пусть не слишком сильный, отличался очень красивым тембром, гибкостью, выразительностью, точностью интонации. Выступление Балфа снискало полное одобрение и Россини.

В течение трех лет Балф выступал в Париже, затем вернулся в Италию и провел здесь восемь лет, активно занимаясь сочинением музыки. Он познакомился с известными певицами Марией Малибран и Джулией Гризи, посвятил последней свою кантату. Первая опера Балфа «Соперники сами по себе» была с успехом поставлена в Палермо. Продолжал он и вполне успешную карьеру певца, выступая в различных итальянских театрах, в том числе Ла Скала, где пел Яго в опере Россини «Отелло».

Женившись на венгерской певице Лине Розер, талантливой и красивой, Балф вернулся в Англию (у супружеской четы родились две дочери и два сына).  Здесь композитор сочинил еще несколько опер, поставленных и имевших успех у публики: «Осада Рошели», «Девушка из Артуа», «Кэтрин Грей», «Фальстаф» и другие. На премьере оперы «Фальстаф» в Итальянском оперном театре в Лондоне в 1838 году пел звездный состав: Луиджи Лаблаш, Джулия Гризи, Джованни Рубини, и Антонио Тамбурини. В 1843 году Балф написал свою лучшую оперу «Богемская девушка» («Цыганка»). После успешной премьеры в Ковент-Гарден опера блестяще прошла на сценах многих европейских театров, а в 1858 году эта опера была поставлена в петербургском Большом театре. (В 1951 году «Богемская девушка» была с успехом возобновлена в Лондоне.)

В своих оперных сочинениях Балф не был новатором. Одаренный мелодист, он придерживался традиций Беллини, Россини, Обера.

Несколько лет Балф был музыкальным директором и главным дирижером Итальянской оперной труппы Театра Ее Величества. Он представил английской публике некоторые оперы Верди, дирижировал оперным дебютом Женни Линд.

С 1864 года Балф поселился в поместье в графстве Хартфордшир и провел там последние годы жизни.

Майкл Балф – автор 29 опер, нескольких кантат, одной симфонии, а также ряда трудов по обучению вокальному искусству, среди которых – настоящая работа «Итальянская школа пения», представляющая интерес до сих пор.


Интернет магазин