Предисловие

Елена Фабиановна Гнесина (1874-1967) – уникальная личность в истории отечественной культуры. В первую очередь ее имя связано с грандиозными свершениями в организации музыкального образования. Создав вместе со своими сестрами в 1895 году учебные заведения (в дальнейшем получившие имя семьи Гнесиных), она возглавляла их более 70 лет, что не имеет аналогий в истории учреждений культуры. За этот период, несмотря на множество трудностей, связанных с различными историческими потрясениями в стране, учебные заведения прошли путь от маленького частного училища-школы до крупнейшего в стране учебного комплекса из четырех учебных заведений, охватывающего все уровни музыкального образования: детскую школу, училище, спецшколу и вуз. Гнесинский музыкальный комплекс завоевал всемирную известность и признание. Замечательную роль в успехе Гнесинского дела сыграл тот факт, что Ел.Ф.Гнесина лично передавала высокие традиции музыкального и искусства нескольким поколениям гнесинцев в течение многих десятилетий. Постоянно расширяя поле деятельности учебных заведений, открывая все новые и новые специальности, Гнесина вела и огромную строительную деятельность, сумев построить для нужд своих учреждений небывалое количество зданий в Москве. Активный общественный деятель, она очень много сделала для развития музыкального образования в масштабах всей страны, оказывая помощь новым учебным заведениям и их педагогам, добиваясь обеспечения их необходимыми средствами, создавая учебные программы.

Но при всем размахе административной работы, главным призванием Елены Фабиановны была педагогика. Ее стаж учителя фортепианной игры насчитывал около 75 лет, а количество воспитанников не поддается учету (в иные годы класс состоял из тридцати и более человек). Гнесина работала с учениками различного возраста – от начинающих до аспирантов (заметим, что более четверти века, в начале своей педагогической деятельности, она вела и хоровые занятия, а в поздние годы почти полностью сосредоточилась на фортепианных занятиях со студентами). Однако особо пристальное внимание и интерес вызывали у нее проблемы обучения детей. Успешно реализовав на практике принцип непрерывного развития в обучении от первых шагов и до высших ступеней (этому посвящены и немногочисленные написанные ею методические работы), Елена Гнесина  постоянно находилась в поисках наиболее естественного и поступательного развития маленьких музыкантов. С этим были связаны и многие ценные начинания Школы Гнесиных, это же явилось и причиной создания Еленой Фабиановной многочисленных произведений и пособий для детей.

В 1917 году Гнесина приходит к выводу о необходимости создания нового репертуара, специально предназначенного для младших школьников. «…Нужно не только знакомить с техническими приемами, но и помогать детям понять художественную сущность каждого музыкального произведения, – научить их любить музыку. Мне хотелось уничтожить этот разрыв между техникой и музыкой, существовавший в детском педагогическом репертуаре», – говорила она впоследствии. Ей и раньше приходилось делать отдельные переложения и сочинить несколько песен для детского хора. В начале 1920-х годов она окончательно прекращает свою концертную деятельность, успешно продолжавшуюся около трех десятилетий. Это совпало с изданием «Маленьких этюдов» для начинающих пианистов. Четыре тетради этюдов только до войны выдержали десять изданий! Как вспоминала Елена Гнесина, еще во время учебы в консерватории профессора советовали ей заняться композицией (чего она не сделала и о чем потом сожалела, скромно замечая, что она «не композитор, а лишь автор для детей»). Затем появляются пять циклов различных пьес, также получивших самое широкое распространение в учебной практике. Но, наверное, наибольший успех выпал на долю «Фортепианной азбуки». Это пособие в полной мере оправдывало свое название – своего рода «букварь» для учеников музыкальных школ. За первые годы после своего появления «Азбука» выдержала шесть изданий (с 1932 по 1940).  Постоянно совершенствуя свои произведения, Гнесина сделала и новую, расширенную версию «Фортепианной азбуки», вышедшую в 1943 году со специальным предисловием, где она определила некоторые из своих педагогических “credo”. Елена Фабиановна не преувеличивала востребованности издания, когда, добиваясь этого, заявила, что иначе «придется закрыть первые классы во всех музыкальных школах, так как все они учатся по данной “Азбуке” и учиться будет не на чем».  После «Маленьких упражнений и этюдов на скачки и стаккато» были созданы «Подготовительные упражнения для различных видов фортепианной техники» – «пособие для педагогов и учащихся» (в этом подзаголовке можно угадать перекличку со знаменитым пособием «Новая формула» великого учителя Гнесиной – В.И.Сафонова, обозначенном как «мысли для учащих и учащихся на фортепиано»). Столь ценное пособие для самых маленьких многократно переиздавалось, как и «Маленькие этюды» (еще при жизни автора они выходили в Польше и Чехословакии).

В дальнейшем пианистический репертуар пополнялся многими новыми пьесами Елены Гнесиной: сборники «Пьески-картинки» и «Альбом детских пьес», завоевавшими большую популярность среди педагогов и учащихся. Не были забыты и потребности учащихся других музыкальных классов: так, ею написаны несколько хоровых песен (в том числе «Чудо-дерево» на слова К.Чуковского и «Возьмем винтовки новые» на слова В.Маяковского), музыкальные диктанты и, наконец, «Дуэты для маленьких скрипачей», созданные автором после своего девяностолетия (это издание было преподнесено Д.Б. Кабалевскому с юмористической надписью «от молодого советского автора»).

В течение долгого времени сочинения Ел.Ф.Гнесиной для детей остаются репертуарными и пользуются любовью детей и взрослых. Их включают в различные авторские и составные сборники. Это касается и «Фортепианной азбуки», написанной еще в 1930 году и издававшейся очень много раз (в 1954 году автором была сделана еще одна – третья редакция), но не всегда в своем целостном виде или в авторской последовательности номеров. Однако, очень важным представляется публикация одного из главных произведений легендарного музыканта и педагога, наиболее ярко отразившего ее методику преподавания, именно в том виде, в каком оно было задумано автором. Факт именно такого нового издания, осуществленного после долгого перерыва в год 50-летия со дня кончины Елены Фабиановны Гнесиной и 100-летия со времени написания ею первого сборника для детей, радует всех музыкантов-педагогов и, надеюсь, обрадует и тех маленьких пианистов, которые будут заниматься по этой «Азбуке».

В.В.Тропп, хранитель фондов Мемориального музея-квартиры Ел.Ф.Гнесиной


Интернет магазин