Предисловие

Имя итальянского музыканта Федериго Фиорилло известно, главным образом, скрипачам, благодаря его 36 скрипичным этюдам, иначе каприсам. Федериго Фиорилло происходил из семьи итальянских музыкантов. Его предок Карло Фиорилло (1590/95 – 1616) – композитор родом из Неаполя и автор книги мадригалов, опубликованной в Риме в 1616 году. Отцом Федериго был композитор Игнацио Фиорилло (1715 – 1787), чье творчество получило признание благодаря его операм. Биография музыканта тесно связана с деятельностью итальянского театра «Оперная пантомима» под руководством Филиппо Николинни: с его труппой Игнацио совершил несколько турне по Европе (1745 – 1754). Перу композитора принадлежит 31 опера, большая их часть создана на либретто прославленного итальянского драматурга – Пьетро Метастазио. Наиболее известные из них «Изображая завоевателей» (1741) и «Адриан в Сирии» (1750).

Сам Федериго Фиорилло родился в 1755 году в северной Германии, что довольно далеко от родной Италии. В то время Игнацио занимал пост капельмейстера при дворе герцога Карла I Брауншвейг-Вольфенбюттельского. Среда, в которой рос мальчик, была благоприятна для занятий музыкой. С раннего детства он получал от отца уроки игры на мандолине и от него же унаследовал большую любовь к этому инструменту. Так что весьма закономерно, что свою музыкальную карьеру Федериго начал как мандолинист.

Но во второй половине XVIIIвека возможности мандолины были ограниченными (как и спрос на мандолинистов), и музыкант начал осваивать другие инструменты – скрипку и альт. Активно концертировать Фиорилло начал в 20 лет. Он предпринял ряд заграничных поездок: в Санкт-Петербург (в 1777 г.) и в Польшу (1780-1781 гг.), где давал концерты, играя как на мандолине, так и на скрипке. Его современники отмечали невероятное исполнительское мастерство музыканта, способность демонстрировать тончайшие нюансы звука. В 1782 году Фиорилло получил должность капельмейстера в Риге, которую он занимал до отъезда во Францию (1784 г.).

Годы, проведенные в Париже (1784 – 1788), оказались плодотворными для музыканта. Фиорилло участвовал в знаменитых «Духовных концертах» в качестве скрипача-солиста, где имел большой успех. «Духовные концерты» – это первые регулярные публичные концерты, организованные в 1725 г. композитором и гобоистом Анном Даниканом Фелидором, проходившие во дворце Тюильри вплоть до 1790 года.

В этот период Федериго Фиорилло стал уделять большое внимание композиции. Здесь были написаны его первые концертные симфонии (для двух скрипок, двух флейт и двух гобоев), Шесть струнных квартетов, Op.1,Шесть трио для скрипок и баса, Op.2, Три концерта для скрипки, Op.4  и другие ранние сочинения. Именно в Париже издательством Sieber были впервые опубликованы 36 этюдов для скрипки, Op.3 и другие опусы Фиорилло.  

В 1788 году Фиорилло переселился в Лондон. Так же, как и в Париже, он активно участвовал в концертной жизни столицы, выступая сольно в публичных «Концертах старинной музыки» и в составе струнного квартета знаменитого скрипача и импрессарио Иоганна Петера Саломона в качестве альтиста. Именно Иоганн Саломон содействовал Йозефу Гайдну в его поездках в Англию (1791 – 1792, 1794 – 1795), организовывал премьеры многих сочинений, написанных австрийским композитором и исполнял его квартеты вместе со своим ансамблем.

В Лондоне Федериго Фиорилло продолжал и свою композиторскую деятельность. В этот период им были созданы такие сочинения, как Три концертных дуэта для двух скрипок (1805), Три концертных трио для флейты, скрипки и тенора (1810) и Три дуэта для скрипки и виолончели (1819), написанные специально для графа Кембриджского.

Известно, что долгие годы Федериго Фиорилло проживал в Лондоне, а в 1815 году музыкант совершил поездку в Амстердам. О его дальнейшей судьбе существуют противоречивые сведения. Вероятнее всего, после поездки в Нидерланды Фиорилло вернулся в Англию. Точная дата смерти музыканта также неизвестна. Исследователи сходятся во мнении, что Фиорилло также вновь посетил Париж в 1823 году незадолго до своей смерти.

Федериго Фиорилло стал свидетелем расцвета просветительского классицизма 2-ой половины XVIIIвека: множатся публичные концерты и музыкальные общества, формируется новая инструментальная культура, в центре которой оказывается фортепиано, появляются новые формы и жанры, устанавливается новая эстетика.

Центр европейской музыкальной культуры сместился из Италии на север, в сторону Австрии и Германии. Ведь на момент рождения Фиорилло титанам Скарлатти и Генделю уже по 70 лет. Зато Гайдну всего 23, он создает сочинения, что приносят ему первое признание. Меньше года осталось до рождения Моцарта, около 15 лет – до появления на свет Бетховена.     

Биография самого Федериго Фиорилло отражает перемены в музыкальном искусстве того времени. Знаковым можно считать отказ Фиорилло в самом начале своей карьеры от мандолины в пользу скрипки и альта. Также примечателен тот факт, что в каталоге сочинений музыканта встречаются как произведения, написанные для клавесина (Соната для клавесина и скрипки), так и для фортепиано (Дуэт «Эхо» для фортепиано и арфы (1811), Три сонаты для фортепиано (1809), концонетты для голоса и фортепиано).

Фиорилло был концертирующим скрипачом, поэтому большая часть его произведений написана для ансамбля, в составе которого есть струнные: многочисленные дуэты, трио, квартеты для струнных, концертные симфонии и так далее. Но сегодня широко известен один его опус, мимо которого едва ли может пройти человек, желающий овладеть скрипкой. А именно, сборник 36 скрипичных этюдов, написанный и опубликованный во время пребывания Фиорилло в Париже.

Несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев этюды разучиваются и играются отдельно, Фиорилло задумывал опус, как единый цикл, предполагающий сквозную логику и тональное единство целого. Помимо своей художественной ценности сборник является незаменимым дидактическим пособием для любого исполнителя. Наравне с «классическими» этюдами Йозефа Крейцера и Пьера Роде они охватывают основные виды скрипичных техник обеих рук: тренируют беглость пальцев, смену позиций, двойные ноты и двухголосие, арпеджио и т.д. Фиорилло проявляет невероятную фантазию в выборе штрихов и их различных сочетаний. В особенности примечателен последний этюд, который представляет собой последовательность аккордов с многочисленными вариантами штриховых решений.

Предлагаемая редакция этюдов принадлежит выдающемуся русскому скрипачу и педагогу Леопольду Ауэру (1845 -- 1930). Его воспитанниками были легендарные Яша Хейфец, Ефрем Цимбалист, Миша Эльман и многие другие (всего больше 300 студентов). Ауэра по праву считают основателем русской скрипичной школы. 36 этюдов для скрипки Фиорилло в редакции Леопольда Ауэра на протяжение многих лет являются авторитетным пособием для всех учеников, кто желает достигнуть технического мастерства в игре на скрипке.


Интернет магазин