Юлиус Штокхаузен и его «Вокальная школа»

Когда Дитриху Фишер-Дискау задавали вопросы о технике или интерпретации, он отвечал, что оба его педагога были учениками Юлиуса Штокхаузена и ответы на все вопросы можно найти в его книге.

Юлиус Кристиан Штокхаузен родился в 1826 году в Париже, в семье немецких музыкантов. Отец его, Франц Штокхаузен, был композитором и играл на арфе, а мать, Маргарита Штокхаузен, урожденная Шмук, обладала прекрасным сопрано. Именно ее Штокхаузен называет своей «первой учительницей на ниве вокального искусства», посвятив ей данный труд. Свое вокальное образование он получил в Парижской консерватории у Мануэля Гарсиа (младшего) — знаменитого педагога и ученого, изобретателя ларингоскопа и автора педагогических трудов.

Юлиус Штокхаузен вошел в историю прежде всего как выдающийся исполнитель и популяризатор немецкой романтической песни (Lied). В первой трети девятнадцатого века песни Ф. Шуберта было не принято исполнять со сцены, они предназначались только «для гостиных». Упорный многолетний труд Штокхаузена позволил преодолеть это предубеждение. Он был первым, кто исполнил в 1856 году цикл Шуберта «Прекрасная мельничиха» (Die schöne Müllerin) op. 25 в концертном зале Вены. Он же был первым исполнителем на большой сцене вокального цикла «Зимний путь» (Winterreise) op. 89. Цикл песен Р. Шумана «Любовь поэта» (Dichterliebe) op. 48 он впервые представил публике вместе с Иоганнесом Брамсом, с которым Штокхаузена связывала близкая дружба на протяжении многих лет. Для него Брамс написал цикл романсов «Прекрасная Магелона» (Die schöne Magelone) op. 33, а в 1868 году певец был первым исполнителем партии баритона в «Немецком реквиеме» (Ein deutsches Requiem) op. 45.

Многолетняя дружба и совместное творчество связывали Юлиуса Штокхаузена и с Кларой Шуман. Впервые они выступили вместе летом 1854 года, исполнив несколько песен из вокального цикла Р. Шумана «Круг песен» (Liederkreis) op. 39. Клара Шуман восхищалась Штокхаузеном, называя его «изумительным певцом» и «отрадным явлением на небосводе искусства». В 80-х годах девятнадцатого столетия они вместе преподавали в консерватории Хоха во Франкфурте.

Певец скончался в 1906 году, воспитав целую плеяду прекрасных оперных и камерных исполнителей. Его дочь, Юлия Вирт, урожденная Штокхаузен (1886–1964), написала биографию отца, назвав ее «Юлиус Штокхаузен: исполнитель немецкой песни» (Julia Wirth: JuliusStockhausen: derSängerdesDeutschenLiedes. Englert/Schlosser, FrankfurtamMain, 1927).

Будучи уже широко известен как певец, дирижер и педагог, Штокхаузен в 1884 году издал свою «Вокальную школу» (Gesangsmethode), где изложил свои взгляды на вокальное искусство в свете новейших открытий в области фонетики и физиологии. Он, как и его учитель, Мануэль Гарсиа-младший, признавал необходимость синтеза итальянской и французской вокальных школ. Вся его методика основана на глубочайшем понимании физиологии работы голосового аппарата и законов акустики. Штокхаузен является сторонником методики, основанной на артикуляционном принципе. «Элементы речи, — пишет он, — сами по себе образуют первые слуховые упражнения для певца, в них содержится объяснение атаки звука, его начала, регистра и окраски, а гласные суть создатели красивого звука, и только путем изучения всех пятнадцати гласных, а не одного единственного звука, как многие полагают, можно добиться свободного, красивого, выразительного звучания голоса в немецких песнях». Он рассматривает на примерах из вокальной литературы шесть основных способов вокализации и приводит упражнения для их совершенствования.

Сегодня, когда немецкие песни эпохи романтизма (Lieder) прочно вошли в репертуар современных певцов, методика Штокхаузена, основанная на артикуляции звуков немецкого языка и описывающая способы верной их вокализации, представляет огромный интерес не только и не столько для музыковедов и историков музыки, сколько для музыкантов-практиков.

Представляя читателям первый перевод на русский язык «Вокальной школы» Юлиуса Штокхаузена, мы надеемся, что книга будет полезна всем интересующимся вокальным искусством, студентам, педагогам и профессиональным певцам.

М. Куперман


Интернет магазин