Предисловие

Художественное общение. Художественное пробуждение. Художественное взаимодействие. Художественная игра. Вовлечение детей в эти сферы насколько естественно, настолько и чудесно.

Удивление, эмоциональная открытость побуждают к действию. Действие включает механизм самоконтроля и саморегуляции, напрямую связанные с эстетическими и этическими нюансами. Возникающие при этом чувства и мысли формируют личность, социализируют её, воспитывают, если понимать слово воспитание как «нравственное впитывание», как «питание души».

Рассуждая на эту тему, возникают вопросы: как, где, когда и каким образом можно осуществить этот творческий процесс? Ответов множество, но всех их объединяют незыблемые правила:

Первое —  не навреди.

Второе — радуйся и радуй других.

Третье — опирайся на Доброе, Разумное и Прекрасное в окружающем мире и в себе самом.

Четвёртое — используй все моменты общения с детьми как творческий акт.

Пятое — никогда не бойся быть искренним и наивным, помни и не забывай себя таким, каким ты был в детстве.

Предлагаемые вашему вниманию небольшие пьесы под общей рубрикой «Праздник прощания с букварём» — это материал для камерного детского спектакля, где каждый из детей может проявить себя и в индивидуальном, и в коллективном творческом развёртывании. Обязательное условие — все должны знать всё.

Осуществить это возможно через вариативное чтение текста (разными составами, с разными характерными задачами, фрагментарно или полностью). Текст легко усваивается в исполнительской игре, при этом ролевой отбор происходит естественно, без всякого предубеждения. Дети пробуют, соревнуются и, в конце концов, видят, кому какая роль больше подходит. Что касается певческой и хореографической работы, то, разумеется, выполнить её должны профессионалы соответствующих направлений, умеющие находить с детьми необходимую творческую связь. Но даже если таких людей нет, помочь иногда могут и классный руководитель, и некоторые родители, и старшеклассники, и многие-многие те, кто очарован миром детства, кто любит детей, кто видит и чувствует их настолько, что никогда не теряет убеждения в их особых творческих возможностях, кто умеет себя мобилизовать, поверить в свои силы и решится шагнуть на эту волшебную территорию художественной игры с детьми.

Олег Юргенштейн, заслуженный учитель РФ,

доцент кафедры хорового дирижирования

РГПУ им. А. И. Герцена


Интернет магазин