Предисловие

Выдающийся норвежский композитор Эдвард Григ (1843-1907), автор многочисленных инструментальных произведений, был также непревзойдённым мастером характерных романтических пьес для фортепиано, которые занимают значительное место в его творчестве.

 В этом жанре наряду с десятью тетрадями "Лирических пьес" были сочинены также многие одиночные циклы, начиная с ранних четырёх пьес соч. 1 и заканчивая поздними "Настроениями" соч. 73.

 Особый успех "Лирических пьес" был связан, по собственному выражению Грига, с так называемой "искусной простотой", а также с доступностью широкому кругу любителей музыки. Эти пьесы редко звучали на концертной эстраде и предназначались в большей степени для обучения начинающих пианистов и домашнего музицирования.

 Первая тетрадь "Лирических пьес", соч. 12, сперва появившаяся в издательстве "Hornemann" в Копенгагене, имела большой успех, и в 1874 г. была опубликована в знаменитом издательстве "Peters" в Лейпциге, которое возглавлял Макс Абрахам (1831-1900). Между Григом и Абрахамом возникли дружеские отношения, и издательство полностью взяло публикацию за свой счёт.

 Только через несколько лет Григ предложил издательству следующую тетрадь, которая была опубликована в 1883 г. под названием "Новые лирические пьески". Концепция предыдущей тетради (искусная простота) ещё ощущается, однако пьесы становятся длиннее и приближаются к серьёзному пианистическому уровню фортепианной музыки Грига.

 На постоянные запросы издательства "Peters", ставшим с 1889 г. единственным для Грига, появились остальные восемь тетрадей в присущем Григу изысканном романтическом стиле (ярким примером является пьеса "Свадебный день в Трольдхаугене" объёмом в десять страниц с авторским рисунком).

 Наиболее объёмные тетради 6-8, состоящие из шести пьес каждая, издавались частями по три пьесы. В десятой, последней тетради Григ использует тему из "Ариетты" соч. 12 и превращает её в вальс. Таким образом, получается своеобразная "арка" между крайними пьесами тетрадей, хотя Григ, по собственному признанию, не планировал "Лирические пьесы" как десятичастный цикл.

 После выхода десяти тетрадей Григ решил прервать сочинение "Лирических пьес" и тем самым освободился от принуждения, которое тяготило его. В письме 19.12.1893 г. к Абрахаму Григ сравнивал пьесы с "лирическими булочками", а Абрахам в ответ говорил о "пекарне". Такие образные выражения продолжались и в дальнейшей переписке. Сперва они служили шуточным намёком на большой коммерческий успех "Лирических пьес", которые продавались словно "горячие булочки", но в дальнейшем ощущалась скрытая неловкость Грига, который "пёк" эти пьесы не ради коммерции. Хотя в последующие годы Григ больше не сочинял в этом жанре, "Норвежские народные танцы" соч. 72 и "Настроения" соч. 73 во многом напоминают "Лирические пьесы".

 За исключением тетрадей 1-3, в остальных присутствуют чистовые автографы, служившие гравёру в качестве оригинала. Григ вносил лишь минимальную корректуру (автограф и оригинальное издание практически совпадают). Даже первые хаотичные наброски "Лирических пьес" вошли в окончательный вариант (без динамики и педализации). Григ никогда не делал ревизий в последующих изданиях. Опубликованное в 1902 г. общее издание "Лирических пьес" представляет собой неизменённую публикацию одиночных тетрадей. Григ оказался бережливым и последовательным композитором.

 

Весной 1893 г. Григ проводил отпуск во французской Ривьере, где он нашёл "приют спокойствия, трудов и вдохновенья" и получал удовольствие от композиции. В письме Абрахаму Григ сообщил о готовности шестой тетради "Лирических пьес" в черновом варианте, которую он собирался переписать начисто несколько позднее. Здесь нужно отметить, что григовские "черновики" (эскизы) мало чем отличались от окончательных вариантов рукописи, в которые он добавлял лишь исполнительские рекомендации (динамика, педаль и другие средства выразительности). Первое издание шестой тетради вышло в июле того же года в двух частях, учитывая объём пьес. Сам Григ исполнил все шесть пьес соч. 57 на концерте в Осло 05.10.1893.

 Позднее, в издании 1903 г. было учтено пожелание Грига переименовать первую пьесу цикла "Менуэт" в "Минувшие дни", в которой ощущаются меланхолический настрой и ностальгические интонации. К слову, все пьесы цикла в той или иной степени пропитаны ностальгическим чувством. Своего рода ностальгическим лейтмотивом служат такты 8-14 из шестой пьесы опуса "Тоска по Родине" (нисходящая секвенция в виде канона в крайних голосах). Григ тосковал по Норвегии!

Автограф седьмой тетради "Лирических пьес"  датирован издательством “Peters” 17.06.1895. Семь недель спустя была выполнена гравировка нот, и в начале августа Григ получил контрольное издание для корректуры. 17 сентября того же года опус 62 был издан в двух частях, учитывая объём пьес, которые при общей элегантной лёгкости весьма разнообразны по содержанию и предполагают значительную пианистическую готовность.

 Цикл открывается пьесой "Сильфида" (Сильфа – дух воздуха), которая могла бы быть идеальным балетным номером. Примечательно художественное решение Грига: в пьесе преобладает пунктирный ритм, однако он выписан не в виде ноты с точкой, а с помощью шестнадцатой паузы, которая позволяет ощутить воздушную невесомость фактуры.

 Часто исполняемая "Благодарность" во многом напоминает пьесу третьей тетради "На Родине", однако аккордово-колокольная кульминация с арпеджированным нонаккордом придаёт пьесе эпический характер.

 "Французская серенада" заставляет нас вспомнить о французском отпуске Грига двухгодичной давности; журчащий "Ручеёк" поражает тем, как разнообразно композитор распоряжается простым мотивом из восьми шестнадцатых, на которых строится вся пьеса.

 Пятая пьеса цикла "Призрак" задумана в динамике piano, что позволяет ощутить "невидимость" образа. И, наконец, последняя пьеса цикла "Домой" является типичным норвежским народным танцем халлинг.

Уже вскоре после публикации седьмой тетради “Лирических пьес” Григ с присущим чувством юмора писал своему издателю Абрахаму: "К моему стыду должен признаться, что я опять стал "лиричен". Теперь говорю словами Лепорелло: "Ich will nicht laenger Baecker sein, nein, nein, nein, nein" (я не хочу больше быть булочником, нет, нет, нет, нет). Напомним, что "Лирические пьесы" в переписке между Григом и Абрахамом назывались "лирическими булочками".

 Во время четырёхнедельного отпуска в норвежских горах Григ проверил рукопись восьмой тетради, которая была сочинена ещё до путешествия и 25.08.1896 отправил её в издательство “Peters”. В 1896 г. Григ был чрезвычайно продуктивен и должен был завершить с издательством другие творческие проекты, поэтому новая тетрадь "Лирических пьес" была издана только в сентябре 1897 г. Абрахам как всегда с эйфорией приветствовал новый цикл пьес, особенно "Свадебный день в Трольдхаугене", которым "не наиграться досыта". Безусловно, "Свадебный день..." затмевает все остальные пьесы опуса 65. В самой развёрнутой композиции из всех 66 "Лирических пьес" Григ вспоминает о давней серебряной свадьбе в Трольдхаугене, на которую пришло намного больше гостей, чем было приглашено. Григ заставляет звучать неизбежную турбуленцию праздника в музыке: этому во многом способствует эпизод martellato на басу ми-бемоль в крайних частях пьесы. Средняя же часть оттеняет шумную атмосферу праздника; в ней появляется мотив, во многом похожий на лейтмотив "веры" из "Парсифаля" Р. Вагнера (нисходящие секунды в пределах кварты).

 Из остальных пьес цикла следует отметить "Салон", который благодаря изысканной гармонии во многом предвещает салонный вальс Дебюсси "La plus que lente", а также "Благородные и сентиментальные вальсы" Равеля.

Антон Александрович Болдырев, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова


Интернет магазин