Предисловие

Композитор Антонио Лучио Вивальди (1678-1741) является одним из крупнейших представителей эпохи итальянского барокко. Его творческое наследие велико и насчитывает около 700 названий: 60 концертов для струнного оркестра и баса континуо, 39 опер, 23 симфонии, 23 кантаты, 43 арии, свыше 400 сольных концертов для различных инструментов, среди которых концерт для двух мандолин является единственным в музыкальной истории по сей день, сочинения на духовные тексты  и многие другие произведения. Вивальди является новатором в истории программной оркестровой музыки, создателем жанра сольного инструментального концерта и композитором, достигшим расцвета в жанре concerto grosso. Также он был скрипачом-виртуозом, что поспособствовало созданию множества скрипичных концертов и развитию техники игры на этом инструменте.

Антонио Вивальди в числе первых применил различные духовые инструменты в качестве солирующих. В своих concerti grossi композитор разработал трехчастную циклическую форму, а его инструментальные концерты предвосхищают формирование классической симфонии. Несмотря на то, что Вивальди был широко известен при жизни, после смерти его имя забыли на несколько столетий. Только в середине XX века вновь возобновился интерес к его творчеству. Во второй половине 20-х годов итальянский композитор Альберто Джентили обнаружил немалое количество рукописей Вивальди, хранившихся на вилле некогда жившего там князя Джакомо Дураццо, австрийского посланника в Венеции,  который такжебыл и коллекционером различных образцов искусства. И даже вопреки такой колоссально полезной находке, в наши дни мы знаем о творчестве великого композитора слишком мало.

Произведения Антонио Вивальди входят в репертуар множества коллективов по всему миру и являются основополагающими для любого струннного оркестра. На сегодняшний день одними из наиболее известных его произвдений являются четыре скрипичных концерта «Времена года», написанные в 1723 году и входящие в состав цикла «Спор гармонии с изобретением» (соч. 8).

Серия этих концертов имеет программные подзаголовки: «Весна» ("Laprimavera", RV269, No. 1), «Лето» ("L'estate", RV315 No. 2), «Осень» ("L'autunno", RV293, No. 3), «Зима» ("L'inverno", RV 297, No. 4).

Цикл «Спор гармонии с изобретением» содержит 12 скрипичных концертов, среди которых еще 4 концерта имеют программные названия: «Морской шторм» («Latempestadimare», RV253, No. 5), «Удовольствие» («Il piacere», RV 180, No. 6), «Для Пизенделя» («PerPisendel», RV242, No. 7), «Охота» («La caccia», RV 362, No. 10). Похожую звукоизобразительность,  программность, музыкальное воплощение литературных и других образов в дальнейшем можно встретить в более позднее время – в музыке эпохи романтизма.

Скрипичные концерты Вивальди являются новаторскими. Изобретательное богатство колористических оркестровых эффектов, фактурная прозрачность, нетривиальное мелодическое развитие, экспрессия в сочетании с классической стройностью звучания, виртуозные партии солирующего инструмента – всё это определяет неповторимый стиль композитора. В состав данного сборника входят переложения для скрипки и фортепиано шестого и седьмого концертов из восьмого опуса – «Il piacere» и «Per Pisendel».

Анжелика Габибова, музыкальный редактор издательства «Планета музыки»


Интернет магазин