Предисловие

Василий Васильевич Андреев  (1861-1918) — российский музыкант, общественный деятель, организатор и руководитель первого в России оркестра народных инструментов. По воспоминаниям самого Андреева, уже к 14 годам он играл на множестве музыкальных инструментов, не владея даже элементарными теоретическими знаниями.

Услышав однажды балалайку в родном имении Марьино, Андреев поразился тембру народного инструмента, его техническим возможностям. Сочетание таланта и целеустремленности позволили освоить ему балалайку всего за год. Приехавший в Петербург юноша удивил своей игрой знаменитого профессора Н. Быстрова, который предложил Андрееву выступить на концерте музыкального общества.

Успешное выступление воодушевило его. С этого момента Андреев вплотную занялся «реформацией» балалайки, усовершенствованием конструкции и расширением диапазона инструмента. По чертежам и схемам Василия Васильевича мастер Ф. С. Пасербский создал хроматическую балалайку, что значительно расширило возможности инструмента. В соавторстве с П. К. Силеверстовым была издана «Школа игры на балалайке, а также благодаря усилиям Андреева было введено обязательное обучение игре на балалайке в армии. Сражаясь с многовековыми предрассудками против балалайки, всю свою публицистическую деятельность он посвятил  любимому инструменту, а также вопросам необходимости создания оркестров и ансамблей народных инструментов.

Важнейшей вехой деятельности Андреева стало создание Императорского Великорусского оркестра, выросшего из «Кружка любителей игры на балалайках». Он считал, что только истинно русские музыкальные инструменты (балалайка, гусли, домра) способны доступно донести музыку до простого слушателя. Репертуар оркестра состоял из сочинений не только русских (М. И. Глинки, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. П. Бородина, А. Н. Серова, В. С. Калинникова, А. К. Глазунова и др.), но и зарубежных композиторов (Л. Бетховена, В. Моцарта, Р. Шумана, Дж. Верди, Ш. Гуно и др.). Первоначальный состав включал семейство балалаек и домр, гусли;  чуть позднее присоединились духовые (брёлки, свирели) и ударные (бубен, накры) инструменты.

Существующий по сей день оркестр заслужил признанную известность по всему миру уже в первые годы своего существования и до сегодняшнего дня остается уникальным явлением в мировой музыкальной культуре и теперь носит имя В. В. Андреева.

Деятельность Андреева была одобрена многими музыкантами. В 1889 году балалаечник-виртуоз выступил на одной из так называемых «Беляевских  пятниц» в присутствии нотоиздателя М. П. Беляева,  Римского-Корсакова, Чайковского, братьев Блуменфельдов, В. В. Стасова. Знакомство с Ф. И. Шаляпиным в 1888 на концерте оркестра в Нижнем Новгороде переросло в крепкую дружбу вплоть до смерти Андреева. В концертах Великорусского оркестра Шаляпин впервые выступил на зарубежной сцене в Париже.

Большое значение в распространении инструмента сыграли выпускники Петербургской консерватории Н. П. Фомин, В. Т. Насонова, которые стали верными соратниками Андреева и принимали активное участие в создании оркестра.

Андреев-композитор практически с нуля создавал репертуар для народных инструментов. Его творческое наследие составляют около 40 сочинений для балалайки и фортепиано, а также обработки народных песен для ансамбля инструментов, вокальные сочинения.

Несмотря на то, что Андреев большую часть сочинений посвятил балалайке, при жизни многие опусы были изданы в переложении для фортепиано, народного оркестра, либо для балалайки соло с цифровым обозначением. В настоящий сборник вошли пьесы для балалайки и фортепиано в авторской обработке (Полонез №1, Концертная мазурка, Мазурка №3, пьеса «Искорки»), а также в обработках балалаечников-виртуозов В. Т. Насонова («Пляска скоморохов), А. Д. Доброхотова («Марш», «Бабочка»), Б. С. Трояновского («Фавн», «Маленький вальс», «Метеор»).

Вплоть до начала деятельности Андреева игра на этом инструменте считалась делом непрестижным, приземленным. Мастера считали оскорблением работу по починке балалаек, а репертуар ограничивался неумелыми обработками народных песен.

В наше время  для исполнителей-«народников» проводится множество фестивалей и конкурсов. Современные авторы занимаются поиском новых технических и выразительных возможностей балалайки, пополняют репертуар исполнителей в разных стилях и жанрах. Но по сей день сохраняет ценность наследие Василия Васильевича Андреева, возродившего традицию игры на народных инструментах.

Е.А.Ильянова, музыкальный редактор издательства «Планета музыки»


Интернет магазин