Предисловие

Две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», представляющие собой своеобразные домашние  музыкальные  альбомы  семьи

И. С. Баха, содержат инструментальные и вокальные пьесы самого различного характера.

Эти сочинения – как собственные, так и чужие – вписаны в тетради рукой И. С. Баха, иногда – его жены А. М. Бах; встречаются также страницы, исписанные детским почерком кого-либо из младших членов семьи.

Первая «Нотная тетрадь» относится к 1722 году – времени пребывания И. С. Баха в Кётене. Её содержание составляют, главным образом, французские сюиты.

Вторая «Нотная тетрадь», которую мы воспроизводим в настоящем издании, датируется 1725 годом и относится к лейпцигскому периоду жизни великого композитора.

Клавирные сочинения И. С. Баха представлены в этом сборнике разнообразно: наряду с партитами мы встречаем здесь совсем лёгкие пьесы, предназначенные для детей; две французские сюиты соседствуют с прелюдией до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира».

Из клавирных произведений других авторов во второй «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» находятся «Пастораль» Ф. Куперена, «Менуэт» Г. Бёма, пять пьес сына И. С. Баха – Филиппа Эммануила, а также несколько пьес танцевального характера, принадлежность которых И. С. Баху подвергается некоторыми исследователями сомнению.

Вокальные сочинения – арии и хорал, входящие в состав данного сборника  – предназначались для исполнения в домашнем кругу баховской семьи.

И. С. Бах нашёл необходимым поме-стить в конце тетради «Некоторые в высшей степени необходимые правила генерал-баса» (в нашем издании не публикуемые). Как известно, во времена И. С. Баха обучение музыке заключалось не только в игре на инструменте, но и в приобретении первоначальных навыков гармонизации мелодии, расшифровки цифрованного баса и т. д. №12 в «Нотной тетради» является как раз таким примером, где ученику предлагается заполнить средние недостающие голоса хорала.

Первое полное издание данной «Нотной тетради» было осуществлено Р. Батка в 1906 году в Праге. Несмотря на ряд существенных достоинств этого издания, оно не может нас удовлетворить из-за обилия опечаток, искажающих баховский текст. Распространённые у нас ранее редакции клавирных пьес из «Нотной тетради А. М. Бах» опираются именно на издание Р. Батка и содержат также ряд текстовых неточностей.

Юбилейное издание второй «Нотной тетради А. М. Бах» под редакцией Г. Келлера (1950 год, Лейпциг), а также издание под редакцией Г. фон Дадельсена (1957 год, Лейпциг) основываются на подлинном баховском тексте и в этом смысле отличаются большей точностью.

Настоящее полное издание второй «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» воспроизводит текст оригинала целиком, за исключением следующих сочинений И. С. Баха: №№ 1 и 2 (партиты ля минор и ми минор), №29 (прелюдия  до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»), №№ 30 и 31 (французские сюиты ре минор и до минор) и №38 (неполное повторение №34). Указанные произведения давно приобрели известность как составные части циклов партит, французских сюит и прелюдий и фуг, составляющих сборник «Хорошо темперированный клавир».

Ария №26 использована впоследствии И. С. Бахом как тема для «Арии с 30 вариациями» (называемыми часто «Гольдберг-вариациями»).

Нумерация пьес даётся (так же, как и в издании Г. Келлера) по академическому изданию Баховского общества (т.  XLIII, вып. I).

Редактор настоящего издания не считает достаточно обоснованным метод Г. Келлера, дополняющего гармонические голоса почти во всех двухголосных пьесах сборника.

Бесспорно требуют гармонического заполнения изложенные в оригинале двухголосно  №№ 13a  и  13b (Песня), №20b (Ария), №25 (Ария), №33 (Ария), №37 (Ария Джованнини), №39b  (Хорал), №40 (Ария), №42 (Хорал).

№№ 25, 37, 39a, 42 приводятся нами по изданию Г. Келлера.

№№ 13a и 13b, 20b, 33, 40 даются почти целиком в трёхголосном изложении; средний голос введён редактором настоящего издания.

№№ 3, 4, 5, 7, 9, 16, 21, 32, 36, 41 освобождены от всех средних голосов, утяжеляющих прозрачную фактуру, и печатаются в оригинальном двухголосном изложении.

В Германии в первой половине XVIII столетия было принято нередко печатать сольные и хоровые песни на двух нотных станах, без выделения вокальной партии на отдельной строке. Когда песня исполнялась голосом в сопровождении клавишного инструмента, аккомпаниатор играл и мелодию, и сопровождение; когда же певец или хор отсутствовали, песня могла быть исполнена как клавирная пьеса.

Для того, чтобы облегчить возможность такого исполнения вокальных пьес сборника нашим учащимся-пианистам, редактор постарался вводить минимальное количе-ство средних голосов.

Некоторые вокальные пьесы (№№ 34, 35, 37) не рассчитаны на применение их в качестве сольных фортепианных пьес; они помещены в данном издании для сохранения полноты сборника, как образцы домашнего бытового вокального музицирования эпохи.

Из тех же соображений мы воспроизводим пьесу Ф. Куперена «Пастораль», которая записана в «Нотную тетрадь» в несколько упрощённом, по сравнению с оригиналом, виде.

При исполнении вокальных сочинений И. С. Баха, так же как и его хоральных прелюдий, надо не упускать из вида, что знак ферматы не означал в этих пьесах временнóй остановки, как в современной нотной практике;  этот  знак  указывал  лишь  на  конец стиха.

Для  удобства  исполнения  партия  правой  руки  во  всех  пьесах  излагается  в  скрипичном  ключе  (И.  С.  Бах  иногда  применял сопрановый).

Все  пьесы,  входящие  в  сборник  (за  исключением  №№  6,  12,  34,  35,  37,  39a), снабжены  подробными  аппликатурными, фразировочными  и  динамическими  указаниями редактора.

Говоря об аппликатуре в произведениях И. С. Баха, следует иметь в виду частые случаи  перекладывания  и  подкладывания пальцев,  которые  И.  С.  Бах  любил  применять в своей исполнительской и педагогической  практике. 

Лиги, проставленные редактором – преимущественно  фразировочного  характера. Все  неслигованные  ноты,  на  которых  нет

указаний  каких-либо  штрихов,  исполняются portamento.

В  начале  каждого  номера  редактор  выставил  словесное  указание – часто  определяющее основной характер данного сочинения, но не его темп.

Верная  передача  характера  музыки  гораздо  важнее,  чем  абстрактное  стремление выдержать  ту  или  иную  степень  быстроты чередования звуков.

Встречающиеся  в  тексте  разнообразные украшения  расшифрованы  редактором  в соответствии  с  таблицей  расшифровкиукрашений, которую сам И. С. Бах вписал в «Нотную тетрадь» своему сыну Вильгельму Фридеману.

На основании данной таблицы и неко-торых других источников нетрудно сделать выводы о желательном для И. С. Баха исполнении основных видов мелизмов:

1. Трели и неперечёркнутые морденты исполняются с верхнего звука, по отношению к тому, на котором предписано делать украшение.

2. Если в нотном тексте перед звуком, на котором стоит трель или неперечёркнутый мордент, уже стоит ближайший верхнийзвук, то украшение исполняется с главного звука.

3. Перечёркнутые морденты исполняются с главного звука на ступень вниз, с возвращением к главному звуку.

Если в пьесе один и тот же вид украшения повторяется несколько раз, его расшифровка даётся редактором только в первый раз.

Число звуков, составляющих трель или иное украшение, сокращено (в целях облегчения) до минимума. Если возможности ученика допускают исполнение более трудных вариантов, педагог может, разумеется, ими воспользоваться.

Все пьесы «Нотной тетради», снабжённые редакторскими указаниями, могут быть с успехом использованы в педагогической практике детских музыкальных школ.

Л. Ройзман


Интернет магазин