Предисловие

История фортепианного искусства Франции ассоциируется прежде всего с такими именами, как Фридрих Калькбреннер (1785-1849), Антуан Анри Лемуан (1786-1854), Анри Герц (1803-1888), Шарль Валентин Алькан (1813-1888); позднее – Сезар Франк (1822-1890), Камиль Сен-Санс (1835-1921), Жорж Бизе (1838-1875), Габриэль Форе (1845-1924) и др.

Имя Феликса Ле Куппе (Le Couppey, 1811-1887) в те времена также было весьма популярно, хотя и оставалось "в тени" своих более знаменитых соотечественников. Однако с течением времени интерес к творчеству Ле Куппе незаслуженно стал угасать, и далеко не во всех музыкальных энциклопедиях его имя упоминается. Между тем его личность весьма популярна и неразрывно связана с судьбой Парижской консерватории, которой он был предан на протяжении более чем 50 лет.

С 1848 г. ведущим фортепианным педагогом консерватории был Антуан Франсуа Мармонтель (1816-1898). Его учениками были такие музыканты, как Ж.Бизе, К.Дебюсси, М.Лонг и др. Мармонтель известен также как автор многочисленных инструктивных этюдов, что во многом сближает его с Ле Куппе.

С 1887 г. преемником Мармонтеля стал его ученик Луи Дьемер (1843-1919) – один из виднейших деятелей возрождения старинной французской музыки. У него учились такие известные пианисты, как А.Корто, А.Казелла, Р.Казадезюс и др.

Таким образом, Ле Куппе пережил две эпохи в истории французского фортепианного искусства – периоды парижских виртуозов 30-40-х годов и позднего романтизма второй половины 19 века.

Уже в возрасте 14 лет Ле Куппе получил первую премию по фортепиано и через три года поступил в консерваторию в класс Виктора Дюрлена и вскоре стал ассистентом преподавателя гармонии и аккомпанемента. В то время директором консерватории был известный композитор Луиджи Керубини (с 1822 г.), под руководством которого учебный курс консерватории приобрёл черты, характерные по сей день для консерваторского образования во всём мире. Кроме этого Керубини известен как один из авторов книги "Сольфеджио для обучения в консерватории" (1802), в которой получило распространение понятие "абсолютной сольмизации". Ле Куппе последовательно развивал основные принципы сольмизации и в 1837 г. был назначен профессором сольфеджио. В 1843 г., когда директором консерватории стал ученик Керубини Даниэль Франсуа Обер (до 1871 г.), Ле Куппе возглавил класс гармонии и аккомпанемента, а в 1854 г. стал профессором фортепиано. В этой многопрофильности во многом и заключается уникальность личности Ле Куппе. В наше время трудно себе представить совмещение теоретического и специального инструментального курсов обучения, хотя подобное совмещение отнюдь не лишено смысла.

 Будучи более 30 лет профессором фортепиано, Ле Куппе воспитал немало талантливых пианистов и композиторов, в частности, Сесиль Шаминад и Мари Леонтину Борд-Пен, которой Сезар Франк посвятил своё знаменитое сочинение "Прелюдия, ария и финал".

 Учебно-методические принципы Ле Куппе нашли отражение в вышедших в эти же годы книгах: "Школа механизма для фортепиано", "Искусство игры на фортепиано", "Методика обучения игре на фортепиано".

 Хотя Ле Куппе не стал всемирно известным композитором, однако он является автором этюдов, пьес и других учебно-методических сочинений для фортепиано. Его основной труд – "Последовательный курс игры на фортепиано", предусматривающий начальный и средний уровни и состоящий из восьми циклов:

 1. Азбука фортепиано. Школа для начинающих.

 2. Алфавит. 25 очень лёгких этюдов, соч. 17.

 3. Развитие. 25 лёгких этюдов, соч. 24.

 4. Ритм. 25 этюдов без октав, соч. 22.

 5. Беглость. 25 прогрессивных этюдов (среднего уровня), соч. 20.

 6. Стиль. 25 характерных этюдов, соч. 21.

 7. Сложность. 15 этюдов для освобождения пальцев, соч. 25.

 8. Школа техники. 15 серий упражнений.

 

 Мы остановили внимание на циклах со второго по седьмой, отказавшись тем самым от крайних циклов, которые, являясь по сути упражнениями, были весьма актуальны в своё время, однако в 21 веке они вряд ли кого-то удивят. В дальнейшем мы рассмотрим каждый из циклов в отдельности.

Цикл этюдов соч.20 "Беглость" ("L'agilité") представляет собой значительный уровень трудности по сравнению с тремя предыдущими опусами. Само название "беглость" невольно заставляет нас сравнивать этюды Ле Куппе со "Школой беглости" К.Черни. Любой пианист найдёт некоторые параллели между циклами Ле Куппе и Черни.

 В "Беглости" Ле Куппе уже отсутствуют пьесы лирического характера. Пассажи становятся более продолжительными, и в некоторых этюдах практически отсутствуют паузы, что заставляет обратить повышенное внимание на организацию дыхания кисти.

 Все 25 этюдов написаны в мажорных тональностях и делятся в основном на две группы: этюды на различные гаммообразные движения, в т.ч. и хроматические (12 этюдов) и на различные виды фигураций (8 этюдов). Особняком стоят пять этюдов: два из них (7 и 17) - техника репетиций, 11-й этюд - техника трелей, 21-й этюд - ломаные терции, 25-й этюд - парные лиги в правой руке 2-3 пальцами. Последние два этюда заметно выделяются по уровню трудности и могут быть рекомендованы для пианистической "профилактики" зрелым пианистам.

 Обращает на себя внимание тот факт, что в цикле отсутствуют чисто леворучные этюды, и даже в этюдах для обеих рук правая рука всегда имеет приоритет над левой. Эта тенденция характерна для всех этюдов Ле Куппе.

Антон Александрович Болдырев,

доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова


Интернет магазин