Предисловие

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) относится к младшему поколению русских композиторов-приверженцев идеалов балакиревского кружка. Область его профессиональных интересов широка: он прославился как педагог, дирижер, общественный деятель, но более всего как композитор.

Главная характеристика творчества в литературе о А. К. Лядове — композитор-миниатюрист: «Везде и во всем он оставался художником-миниатюристом, мастером небольших „картин настроений“ или метких музыкальных зарисовок».

Избрав форму миниатюры как основную в своем творчестве, Лядов значительно опередил время. Сейчас, когда темп жизни и количество источников информации неуклонно растут, человек старается «ухватить» нужную для себя в сжатые сроки — это касается и искусства. Потому ценность малой формы в современном мире возрастает, так как становится наиболее доступной и приемлемой для восприятия.

Основной пласт наследия композитора составляет фортепианная музыка. Лядов был сильным пианистом, хотя не вел концертную деятельность. По воспоминаниям современников, в его игре не было ни одного лишнего движения: он весь невероятно сосредотачивался на исполнении, сразу находя нужную выразительность. Даже в его игре ощущалась «камерность», лаконичность.

Интересно, что миниатюризм для Лядова стал основополагающим принципом и в его педагогической деятельности. Как педагогу ему было важно добиваться от студента выразительности и глубины музыкального материала, при этом не забывать о технике: чистоте голосоведения, соблюдении пропорциональности и логики формы. Умение в лаконичной форме сконцентрировать интересный и содержательный материал Лядов считал необходимыми для достижения настоящего профессионализма.

Фортепианные сочинения Лядова — «своеобразные музыкально-поэтические зарисовки отдельных жизненных впечатлений, картин природы, отображенных во внутреннем мире художника».

Прелюдии в творчестве Лядова играют главную роль. Вероятно, потому что это один из немногих жанров, где композитор свободен в выборе жанровой основы и выразительных средств. Стоит отметить, что именно Лядов преломил жанр прелюдии в русской профессиональной музыке. Несмотря на то, что это непрограммный жанр, для Лядова прелюдия — творческая лаборатория, где в каждом опусе происходит поиск уникального содержания и его воплощения, образной глубины. Жанр прелюдии наиболее полно смог отразить эстетику Лядова.

Можно найти нечто родственное между Лядовым и Шопеном: сочинения Шопена, по воспоминаниям учеников, казались Лядову «насквозь» полифоничнымы — это, несомненно, было одной из тех сторон, которые притягивали композитора. Однако Лядов по-своему преломил основные принципы стиля Шопена: красоту мелодики, детализацию фактурных пластов, подголосочную полифонию.

Особенно заметно влияния Шопена в мазурках: сам жанр, столь характерный для польского композитора, для Лядова также стал одним из излюбленных. В мазурках он активно применяет принцип мелодического варьирования (микроварьирование), который был одним из основополагающих в композиционной технике Шопена.

В настоящем издании собраны фортепианные сочинения А. К. Лядова, наиболее часто играемые на уроках в музыкальных школах, среди которых — пьесы различных жанров и образных сфер, программные и непрограммные.

 Сборник будет интересен музыкантам и всем любителям фортепианной музыки. 

Е. Ильянова


Интернет магазин