Предисловие

Михаил  Клеофас  Огинский  (1765-1833) –  польский политик и дипломат, историческое значение которого  современниками  и потомками оценивалось неоднозначно. Однако миру Огинский более всего известен как автор самого известного полонеза «Прощание с Родиной».

Дипломатическая карьера Огинского, несмотря на все перипетии судьбы, складывалась очень удачно: уже в 19 лет он стал депутатом сейма, а чуть позднее был назначен на должность посла.

Ярый патриот своей страны и активный участник восстания под руководством Т. Костюшко, Огинский тяжело переживал раздел Речи Посполитой и в 1796 году покинул родину.

В эмиграции Огинский проявил себя как активный защитник польских эмигрантов. После возвращения на родину он поселился в Залесье. Своё имение Огинский превратил в своеобразный центр культурной жизни, приглашая музыкантов и устраивая квартетные вечера.

Огинский-композитор, уделяя много времени политической деятельности,к сочинению музыки обращался не слишком активно и воспринимал своё творчество исключительно как любительское. Однако служба послом в Голландии, Италии, России, Англии и Австрии способствовала его профессиональному музыкантскому росту: Огинский имел возможность общаться с известными музыкантами (в частности,с Й. Гайдном, В. Моцартом), брать уроки у знаменитых скрипачей, впитывать культуру других национальностей.

Основу его композиторского наследия составляют произведения для фортепиано: марши, полонезы, мазурки, вальсы, а также песни на собственные тексты и стихи европейских поэтов. Единственное сочинение крупного жанра, опера «Зелида и Валькур, или Бонопарт в Каире», имеет сюжетные параллели с зингшпилем Моцарта «Похищение из Сераля». Главным героем оперы Огинского стал почитаемый им Наполеон.

К жанру полонеза композитор обращался на протяжении всей жизни. Огинский превратил бытовой танец в полноценную концертную пьесу, подготовив тем самым почву для гениальных полонезов Ф. Шопена.

В период службы Огинского в Петербурге его полонезы исполнялись на балах и высоко ценились в аристократических кругах. Многие особенно известные в России пьесы этого жанра перекладывались композиторами для различных инструментальных и вокально-инструментальных составов.

В целом всем полонезам свойственна трёхчастная структура с контрастной серединой. Пьесы разнообразны по фактуре: многие из них отличает простейшее аккордовое сопровождение, отдельные сочинения, наоборот, изобилуют богатством тембровых и регистровых красок.

***

Большой вклад в процесс популяризации личности и творчества Огинского внесли братья Анджей и Иво Залуские –праправнуки  композитора. Музыканты по профессии, они не только сделали записи многих сочинений Огинского, но и осуществили публикацию на английском языке его мемуаров, которые чуть позднее были переведены на русский.

Книги Залуских («Ген Огинского» Иво Залуского, «Время и музыка Михаила Клеофаса Огинского» Анджея Залуского) позволяют значительно продвинуться в изучении жизни и творчества композитора.  Их силами было осуществлено издание всех полонезов Огинского в переложении для двух рук, до этого публиковавшиеся лишь  избранно.

Настоящий сборник – первое отечественное издание 24 полонезов композитора. В отличие от британского, в него включены полонезы в авторском двух-, трёх- и четырёхручном изложении.

Сборник адресован музыкантам различной профессиональной подготовки, начина со средних классов детской музыкальной школы, и широкому кругу любителей фортепианной музыки.

Е. Ильянова


Интернет магазин