Слово о Шраймане

Имя Виктора Шраймана хорошо известно в каждой магнитогорской семье. Если не все поколения, то школьники старших классов и их родители несомненно хранят в  памяти замечательные, незабываемые спектакли театра «Буратино», столь впечатлявшие благодаря таланту и  мастерству их постановщика. 25 лет прошло с тех пор, как молодой режиссер, только что окончивший крупнейший в  нашей стране театральный вуз  — Ленинградский государственный институт театра, музыки и  кинематографии  — избрал Магнитку местом приложения своих творческих сил, реализации смелых художественных замыслов. Не зря ему пришлось по душе предложение руководства города создать здесь профессиональный кукольный театр.

Начало 70-х годов было временем бурного расцвета этого древнего вида театрального искусства, когда весомо заявляли о  себе новые идеи, замыслы спектаклей для взрослых и  другие поиски энтузиастов. Их вдохновляла потребность сделать личность актера-кукольника более значимой в раскрытии образов и персонажей спектакля, в реализации его художественной концепции, воплощаемой не в едином, стереотипном исполнении, а  во множественности интерпретаций. Другими словами, искусство театра кукол шло к тому, чтобы неживые куклы в руках актера-творца не оставались бы изо дня в день только одинаковыми подобиями изображаемых персонажей, а  несли зрителю обширную гамму живых человеческих чувств, воплощаемых актером-кукловодом как подлинным артистом-художником. Поиски и  тенденции эти, как видно, затрагивали какие-то особые струны сердца молодого режиссера и  вдохновляли его на создание в Магнитогорске яркого, неповторимого театрального организма, который стал называться «театром куклы и  актера». А  потому и имя ему было дано соответствующее «Буратино». Такой поворот дела, как нередко бывает в творческой сфере, не был случайным. Ведь в  юности будущий создатель «Буратино» в течение нескольких лет был актером именно театра кукол (это было в Харькове, где Виктор Львович и родился в 1945 году). Примечательно, что впоследствии он овладевал в вузе профессией режиссера драматического театра. Видимо, скрещивание этих двух разных тенденций, двух различных ипостасей театральной профессии и подсказало идею необычного кукольного театра, каким под его руководством в  сравнительно непродолжительное время стал «Буратино».

К Шрайману очень скоро пришло не только всесоюзное, но и  международное признание. Уже восемь лет спустя, в 1980 году Магнитогорский театр куклы и  актера стал лауреатом Международного театрального фестиваля, а  через два года завоевал премию аналогичного фестиваля во Франции. Прошло в  общем совсем немного лет, и  возглавляемый В. Шрайманом «Буратино» прочно привлек к  себе внимание мировой театральной общественности. О нем с восхищением отзывались писатели и драматурги Исидор Шток, Александр Володин, Григорий Горин, актеры и режиссеры Сергей Юрский, Эльдар Рязанов, Зиновий Гердт и другие. Стали появляться книги и статьи, посвященные творческим свершени-ям и  людям этого театра  — спектаклям, артистам, режиссеру.

Вместе с  успехами театра к  Шрайману пришло и  широкое общественное признание. Он участвует в  театральных конгрессах и  фестивалях во многих странах. Среди них  — Франция и  Италия, США и  Япония, Норвегия и  Польша. Режиссера из Магнитогорска избирают персональным членом Международной театральной организации «УНИМА», вскоре он входит в  состав ее правления. Виктор Львович ставит спектакли во многих отечественных и  зарубежных театрах. Было время, когда и  в  Магнитогорске пространство творческой деятельности режиссера расширялось  — в  течение определенного периода он одновременно руководил Драматическим театром имени А. С. Пушкина. Но наступает 1990 год — эмиграция, пять с лишним лет работы вне России. И хотя эти годы не были отмечены «творческим простоем», ностальгия по русской культуре, любимому городу и  выпестованному театральному коллективу, как говорит Виктор Львович, не покидала его все это время.

Вместе с культурной общественностью Магнитогорска мы с  большим удовлетворением восприняли согласие Виктора Львовича приехать в Россию, чтобы стать главным режиссером нового, создаваемого ныне в нашем городе театрального организма — музыкального театра.

Впрочем, Виктор Шрайман ныне приехал в Магнитку не только как режиссер — он также принял на себя руководство кафедрой актерского мастерства в  молодой Магнитогорской консерватории, стал ее профессором. Поэтому книга, которую держит в руках читатель, знаменательна. Это — плод глубоких раздумий автора о  сложном и  радостном пути театрального становления, с  которыми он неизменно входит в учебные аудитории и репетиционные залы нового художественного вуза, и так нужное его студентам современное учебное пособие.

В этой работе, подчеркну это, отражена многогранная личность ее автора — художника и человека. Пожелаем ей заслуженного признания специалистов и учеников.

А. Н. Якупов, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России


Интернет магазин