Предисловие

Невозможно переоценить значение творчества  Иоганна Себастьяна Баха,  как для истории музыки, так и для музыкальной педагогики. На его «Хорошо темперированном клавире», Французских и Английских сюитах, «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» были воспитаны многие  поколения музыкантов, среди которых были и простые любители, и именитые мэтры.

Вобрав в своё творчество достижения предшествующих мастеров и воплотив их в новом качестве, Бах выступил великим завершителем эпохи полифонического искусства. Несмотря на то, что эта эпоха ушла в прошлое, значение самой полифонии как принципа организации музыкальной ткани и художественного приёма не ослабевает до сих пор. А значит, современному музыкантунеобходимо понимать разницу между полифоническим и гармоническим  мышлениеми разбираться в  строении  имитационных форм.

Произведения  Баха отличаются не только разнообразием и богатством полифонических  приёмов, но и различной  степенью  технической сложности.  На протяжении уже более двух столетий его сочиненияслужат прекрасным подспорьем для педагогов – на примере его музыки не только учатся  владеть  инструментом, но и постигаютискусство контрапункта. Особым достоинством музыки Баха является сочетание технического совершенства и художественной выразительности, благодаря которому даже самые маленькие  полифонические пьесы, вышедшие из-под его пера,  становятся настоящими произведениями искусства.

Клавирное наследие Баха гораздо более обширно, чем может показаться пианистам, штудирующим прелюдии и фуги из Хорошо темперированного клавира, инвенции, сюиты и другие произведения из общеизвестных сборников, входящих в  золотой фонд

педагогического репертуара. Помимо этих общепризнанных шедевров композитором было создано множество других, менее известных сочинений, которые ничем не уступают им с  художественной точки зрения. Данный сборник, составленный Леонидом Ройзманом, призван познакомить музыкантов, любителей и профессионалов, с теми пьесами Баха, которые не вошли в именные сборники и поэтому зачастую остаются без внимания пианистов. Среди них есть как оригинальные произведения (сюитные циклы, сонаты, прелюдии и фуги), так и переложения для клавира других инструментальных сочинений  композитора  (например, сонаты для флейты и клавира, органных хоральных прелюдий и токкаты и фуги ре-минор). Аранжировки этих произведений сделаны А. Немеровским и И. Черлицким, однако вся остальная редактура, включающая в себя штрихи, динамику, аппликатуру  и расшифровку украшений, принадлежит составителю сборника – Л. Ройзману.

Сборник будет полезен преподавателям детских музыкальных школ,  колледжей  и других учебных заведений. Уровень сложности пьес, представленных в этом издании, соответствует старшим классам музыкальной школы и начальным курсам колледжа, при этом произведения расположены в порядке примерного возрастания их технической трудности.

Александр Скрипко, музыкальный редактор издательства «Планета музыки»


Интернет магазин