От издательства

Современная вокальная педагогика обнаруживает значительное отставание как в области своей теории, так и практики, особенно в связи с теми ответственными задачами, которые падают на нее в обстановке культурной революции в связи с делом подготовки новых кадров, как в профессиональных учебных заведениях, так и в области самодеятельного искусства.

Слабость вокальной педагогики сказывается и в области подготовки «кадров для кадров», т. е. в деле подготовки молодых вокально-педагогических сил для вузов и техникумов, в подготовке научно-исследовательской и педагогической смены.

Перед вокальной педагогикой во весь рост становится задача методологической реконструкции. Эта работа немыслима без критической, марксистско-научной переработки теоретического наследия вокальной педагогики, ее многовекового опыта, подкрепленного научно-исследовательским материалом смежных дисциплин (анатомии и физиологии голосового аппарата, экспериментальной фонетики и т. д.). В то же время на книжном рынке совершенно нет исторической вокально-педагогической литературы, если не считать большой плохо систематизированной и страдающей рядом дефектов (неточные переводы и пр.) работы К. Мазурина «Методология пения», т. I. Последняя была издана в 1902 г. и стала библиографической редкостью.

В связи с таким положением коллективная научно-исследовательская работа очень затруднена, так как исторические труды, изданные за границей на других языках, доступны далеко не всем. Отсутствие необходимой литературы на русском языке чрезвычайно усложняет и чтение методологических курсов в профессиональных музыкальных учебных заведениях, т. е. бьет по подготовке кадров, по активизации методов преподавания (замена лекционного метода самостоятельной проработкой материала учащимся в плане семинарских и других занятий).

На основании всех этих соображений Государственное музыкальное издательство выпускает II том «Очерков по истории вокальной методологии» В. А. Багадурова, являющийся продолжением I тома, изданного в 1929 г.

II том «Очерков» доводит исследование истории вокальных педагогических теорий Запада до наших дней. В этом томе изложены теории главным образом XIX и XX вв., естественно оказывающие наиболее сильное влияние на вокальных педагогов настоящего времени (старая и новая немецкие школы, школа примарного тона, новые итальянская и французская школы, новейшие вокально-педагогические течения во Франции и т. д.). Издаваемая работа заканчивается изложением вокально-педагогического credo самого автора, принадлежащего к числу основателей так называемого «единого метода» ГИМН (Гос. институт муз. науки).

Издательство считает, что методология автора («сравнительно-исторический метод») не позволяет ему вывести проблемы из прежнего эклектического и эмпирического, по существу, состояния. Всякая методология неизбежно включает необходимость критерия оценки исторического материала, оценки его в плане историко-материалистическом. Автор сам говорит, что он «отнюдь не претендует на разрешение проблемы истории вокальной методологии и искусства на основе метода диалектического материализма». Отсюда попытка оценить вокально-педагогические течения с точки зрения «единого метода». Попытка, конечно, неправомерная, так как «единый метод», по существу своему, является также эклектической и эмпирической системой практических приемов, оторванной от проблемы стиля исполнения и других определяющих его моментов социального порядка.

Основная ценность данной работы заключается в добросовестном и тщательном отборе исторического фактического материала, удобной и относительно целесообразной, с точки зрения усвоения читателем, систематизации этого материала.

Появление этой работы должно частично разрешить тот кризис, который имеет место на книжном рынке с исторической вокально-педагогической литературой.

Издаваемый труд дает фактический исторический материал, необходимый как для критической переработки всего содержания вокальной педагогики прошлого, так и для развития советской вокальной методологии.


Интернет магазин