Предисловие

Трудно представить, что Франц Шуберт (1797-1828) за свою короткую, но невероятно плодотворную жизнь сумел охватить все области музыкального искусства. При жизни композитора признавали только за песенное творчество. Лишь после смерти Шуберта остальное наследие было по достоинству оценено: немалую роль в этом процессе сыграли Роберт Шуман и Феликс Мендельсон.

На протяжении всей жизни Шуберт чувствовал потребность в обращении к фортепиано. В исполнительской манере ему была чужда пустая виртуозность. Современники описывали Шуберта как хорошего камерного пианиста и аккомпаниатора. Малым формам композитор отдавал предпочтение и в своем творчестве.

Фортепианный стиль Шуберта формировался под воздействием многих источников, в числе которых –  «Багатели» Л. Бетховена и фортепианные миниатюры чешского композитора В. Томашека и его ученика Я. Воржишека.

Вена, в тот период времени город многонационального государства, сосредотачивала разноплановую культуру и также во многом сформировала Шуберта-композитора: музыкальная жизнь Вены подвигла его активно обращаться к бытовым танцевальным жанрам.

Две тетради экспромтов (вторая тетрадь была опубликована посмертно) и музыкальные моменты Шуберта без преувеличения открывают новую страницу в развитии фортепианной музыки. Их художественная ценность заключается в отражении спонтанно возникшей авторской идеи, романтического порыва: «Каждый “Музыкальный момент”, каждый “Экспромт” должен запечатлеть один миг из вечно меняющейся, эмоционально насыщенной внутренней жизни художника».

Непосредственность лирического высказывания вписана в рамки классической музыкальной формы. По сравнению с остальными миниатюрами, экспромты и музыкальные моменты отличаются более развитыми формой и фактурой, однако и в них зачастую можно наблюдать опосредованную связь с танцевальными жанрами.

В отличие от позднеромантической миниатюры, для пьес Шуберта не характерны глубокий психологизм и открытость высказываний. Сдержанность в проявлении чувств, «акварельность» фактуры Шубертовских музыкальных текстов ставит перед исполнителем ряд непростых задач: «Чтобы хорошо, по-настоящему правдиво играть Шуберта, исполнителю надо много пережить, а вместе с тем не утратить и непосред-ственной свежести восприятия, чистого, овеянного романтикой взгляда на мир, свойственного молодости».

***

В издание включены все экспромты и музыкальные моменты Шуберта, а также две пьесы («Allegretto»), доступные исполнителям различного уровня подготовки, начиная со средних классов ДМШ. Издание адресовано широкому кругу музыкантов и

любителей фортепианного творчества Шуберта.

Е. Ильянова


Интернет магазин