Введение

Русская  музыкальная  культура  XVIII  века  представляет  собой  интереснейшее, но, к сожалению, малоизученное явление. В сравнении с веком XIX число научных работ, относящихся к этому периоду, крайне незначительно. Большая часть материалов того времени не издана и находится в закрытых хранилищах и архивах. Исследователи, работавшие  над  проблематикой  этой  эпохи,  сталкивались  с  явной  недостаточностью проверенных источников; их работы часто основывались на слухах и непроверенных сведениях.

Начало изучения светского направления русской музыки XVIII века было положено Н. Ф. Финдейзеном в конце XIX века. Он открыл и сделал доступными для ознакомления целые исторические пласты русской музыкальной культуры периода закладывания её национальных основ. Одним из первых он начал изучать и светское творчество Д. С. Бортнянского.  В  XX  веке  его  дело  продолжили  Б. В. Асафьев,  Т. Н. Ливанова, Б. В. Доброхотов, Ю. В. Келдыш, А. С. Розанов. Неоценимый вклад в изучение наследия Бортнянского внесли музыковеды нашего времени: М. Г. Рыцарева, Н. А. Рыжкова, М. П. Пряшникова, Г. М. Малинина, А. В. Лебедева-Емелина, Н. А. Огаркова, П. Г. Сербин и др. Их работы, написанные в последние три десятилетия, опираются на реальный рукописный и печатный нотный материал.

Несмотря на то, что мы отдаляемся от века Бортнянского всё дальше, до сих пор открываются новые факты, касающиеся биографии композитора, датировки его произведений и сведения об авторах стихотворных текстов. В то же время многие светские произведения Бортнянского остаются неизвестными. Они существуют в неопубликованных автографах и до сих пор не изданы. С начала 1970-х годов были предприняты попытки издания первых русских опер в серии «Памятники русского музыкального искусства», в их числе была и опера Бортнянского «Сокол» (редактор А. С. Розанов). Но в конце 1980-х годов выпуски «Памятников» прекратились, уже подготовленные к изданию партитуры опер Бортнянского «Квинт Фабий» и «Сын-Соперник» так и не увидели свет. Сейчас любое издание этой серии является раритетом. В 2002 году вышел сборник «Д. Бортнянский. Неизвестные вокальные сочинения» (составитель М. П. Пряшникова), где впервые были напечатаны некоторые романсы и арии Бортнянского.

В  2017  году  мы  начали  издание  серии  сборников  светской  музыки  Бортнянского. Наш первый том включает редчайшие образцы первых изданий и рукописей светской музыки композитора: три духовных гимна («Коль славен», «Предвечный и необходимый»,  «Спасителю»),  «Песнословие  на  Прибытие  Его  Императорского  Величества Павла Первого в Москву 1797-го году» и три произведения, посвященные войне 1812 года («Певец во стане русских воинов», «Марш Всеобщего ополчения Россиян», «Песнь воинов»).


Интернет магазин