Предисловие

Выдающийся норвежский композитор Эдвард Григ (1843-1907), автор многочисленных инструментальных произведений, был также непревзойдённым мастером характерных романтических пьес для фортепиано, которые занимают значительное место в его творчестве.

 В этом жанре наряду с десятью тетрадями "Лирических пьес" были сочинены также многие одиночные циклы, начиная с ранних четырёх пьес соч. 1 и заканчивая поздними "Настроениями" соч. 73.

 Особый успех "Лирических пьес" был связан, по собственному выражению Грига, с так называемой "искусной простотой", а также с доступностью широкому кругу любителей музыки. Эти пьесы редко звучали на концертной эстраде и предназначались в большей степени для обучения начинающих пианистов и домашнего музицирования.

 Первая тетрадь "Лирических пьес", соч. 12, сперва появившаяся в издательстве "Hornemann" в Копенгагене, имела большой успех, и в 1874 г. была опубликована в знаменитом издательстве "Peters" в Лейпциге, которое возглавлял Макс Абрахам (1831-1900). Между Григом и Абрахамом возникли дружеские отношения, и издательство полностью взяло публикацию за свой счёт.

 Только через несколько лет Григ предложил издательству следующую тетрадь, которая была опубликована в 1883 г. под названием "Новые лирические пьески". Концепция предыдущей тетради (искусная простота) ещё ощущается, однако пьесы становятся длиннее и приближаются к серьёзному пианистическому уровню фортепианной музыки Грига.

 На постоянные запросы издательства "Peters", ставшим с 1889 г. единственным для Грига, появились остальные восемь тетрадей в присущем Григу изысканном романтическом стиле (ярким примером является пьеса "Свадебный день в Трольдхаугене" объёмом в десять страниц с авторским рисунком).

 Наиболее объёмные тетради 6-8, состоящие из шести пьес каждая, издавались частями по три пьесы. В десятой, последней тетради Григ использует тему из "Ариетты" соч. 12 и превращает её в вальс. Таким образом, получается своеобразная "арка" между крайними пьесами тетрадей, хотя Григ, по собственному признанию, не планировал "Лирические пьесы" как десятичастный цикл.

 После выхода десяти тетрадей Григ решил прервать сочинение "Лирических пьес" и тем самым освободился от принуждения, которое тяготило его. В письме 19.12.1893 г. к Абрахаму Григ сравнивал пьесы с "лирическими булочками", а Абрахам в ответ говорил о "пекарне". Такие образные выражения продолжались и в дальнейшей переписке. Сперва они служили шуточным намёком на большой коммерческий успех "Лирических пьес", которые продавались словно "горячие булочки", но в дальнейшем ощущалась скрытая неловкость Грига, который "пёк" эти пьесы не ради коммерции. Хотя в последующие годы Григ больше не сочинял в этом жанре, "Норвежские народные танцы" соч. 72 и "Настроения" соч. 73 во многом напоминают "Лирические пьесы".

 За исключением тетрадей 1-3, в остальных присутствуют чистовые автографы, служившие гравёру в качестве оригинала. Григ вносил лишь минимальную корректуру (автограф и оригинальное издание практически совпадают). Даже первые хаотичные наброски "Лирических пьес" вошли в окончательный вариант (без динамики и педализации). Григ никогда не делал ревизий в последующих изданиях. Опубликованное в 1902 г. общее издание "Лирических пьес" представляет собой неизменённую публикацию одиночных тетрадей. Григ оказался бережливым и последовательным композитором.

 

Пьесы четвёртой тетради соч. 47, изданные в 1888 году, были сочинены в период с осени 1886 г. по апрель 1888 г., за исключением шестой пьесы опуса «Springtanz», сочиненной в 1872 г. и обозначенной в автографе по-французски «Danse norvegienne». Не случайно, что и на английский язык эта пьеса (как и пятая пьеса из соч. 38) переводится как «Норвежский танец» («Norwegian Dance») вместо привычного названия «Танец с прыжками». Дело в том, что на английский язык «spring» переводится в том числе как «весна»; поэтому, чтобы избежать неоднозначности перевода, было выбрано название «Норвежский танец».

На самом деле, «Springdans» является норвежским народным танцем.

Конечно, по своей яркости пьесы соч. 47 уступают предыдущему опусу, тем не менее издатель Абрахам вновь писал о востребованности «Лирических пьес» и с нетерпением ожидал новых тетрадей. Особой популярностью в этом опусе пользуется си минорная «Элегия», в которой оригинальным образом сплетены мелодия в левой руке и гармоническая «начинка» в правой.

 

В первой половине 1891 г. Григ часто болел и был малопродуктивен, однако к лету его состояние улучшилось, и он пригласил своих друзей — издателя Абрахама и известного учёного Рентгена — в родной Трольдхауген. Григ был рад совместному путешествию в горах, и, вдохновлённый летней природой, тут же зафиксировал на бумаге одно из самых прекрасных творений, которое ещё в этом же году появилось под названием «Лирические пьесы» соч. 54, посвящённые Рентгену. В 1905 г. издание «Peters» опубликовало сюиту для оркестра, состоящую из четырёх пьес соч. 54, инструментованных Григом («Юный пастух», «Норвежский крестьянский марш», «Ноктюрн» и «Шествие гномов»). Эти пьесы великолепно звучат в оркестровом переложении, и для любого пианиста не было бы лишним ознакомиться с оркестровым вариантом опуса для наиболее красочной интерпретации этих пьес на фортепиано.

В пятой тетради особо выделяются две пьесы лирико-кантиленного характера: «Юный пастух» и «Ноктюрн». Если первая пьеса вопреки названию пронизана глубинными трагическими интонациями и криком души, то «Ноктюрн», наоборот, пленяет своей «салонной» элегантностью и гармонической изощрённостью: разрешение доминантсептаккорда в секстаккорд второй низкой ступени — своего рода «визитная» карточка гармонического языка Грига.

 

Антон Александрович Болдырев

доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова


Интернет магазин