Предисловие

Карл Черни (1791-1857) – австрийский композитор, пианист и педагог, жизнь которого, на первый взгляд, была небогата внешними событиями. После переезда в раннем детстве из Чехии в Австрию он редко выезжал за пределы Вены, почти не давал концертов и в основном занимался педагогической деятельностью.

Однако жизнь в Вене того времени, культурном и музыкальном центре не только Австрии, но и Европы, во многом творчески сформировала Черни: благодатная атмосфера города способствовала созданию им одной из крупнейших пианистических школ XIX века.

Занятия музыкой для Черни начались рано. Его первым наставником был отец – Венцель Черни – талантливый педагог игры на клавесине. В репертуар своего сына он включал сочинения И. С. Баха, Моцарта, Гайдна, Клементи. Уже в 8 лет Карл свободно импровизировал, читал с листа не только фортепианную музыку, но и партитуры.

Знакомство с Бетховеном стало одним из важнейших событий в жизни Черни. Их занятия плодотворно сказались на становлении Черни как музыканта: многие методы по воспитанию пианиста он перенял и развил в своей педагогической практике. Позже, когда Черни стал знаменитым педагогом, Бетховен обратился к бывшему ученику с просьбой о занятиях для своего племянника. Очевидно, Бетховен с большим уважением относился к профессиональной деятельности подопечного.

Многие современники отмечали ориги-нальную исполнительскую манеру Черни, особенно в отношении фортепианной музыки Бетховена. Он не стал концертирующим пианистом-виртуозом, но посвятил свою жизнь воспитанию исполнителей.

Черни был невероятно разносторонней личностью. Он самостоятельно выучил семьязыков, увлекался историей, литературой, поэзией. Черни – автор множества переложений опер, ораторий, симфоний, увертюр, первый редактор «Хорошо темперированного  клавира» Баха и сонат Д. Скарлатти.

Наследие Черни-композитора разнообразно в жанровом отношении: его перу принадлежит около 1000 опусов, среди которых – духовная  музыка, сочинения для хора, оркестра, инструментальных ансамблей, фортепиано. Большая часть его музыки в настоящее время вышла из исполнительской практики.

Педагогика была для Черни настоящим призванием. Уже в 14 лет он был знаменитым педагогом, к которому стремились попасть пианисты со всей Европы. Среди его прославленных учеников  –  Ф.  Лист, С. Тальберг, Т. Дёллер, Т. Куллак, Т. Лешетицкий.

Как мудрый и чуткий наставник, Черни следовал принципу постепенности в обучении пианиста. Основные педагогические воззрения он изложил в «Полной теоретико-практической фортепианной школе: от первоначальных шагов до высшего совершенствования».

Главной задачей для Черни было воспитание думающего пианиста, способного понимать стилистику произведения. По его мнению, исполнитель непременно должен уметь читать с листа, транспонировать и импровизировать. Совершенствование техники  не являлось для Черни самоцелью: скорее, инструментом, позволяющим свободно интерпретировать произведение любого стиля и эпохи.

Упражнения и этюды, создаваемые Черни на протяжении многолетней педагогической практики, по сей день сохраняют актуальность в процессе воспитания молодых пианистов.

В отличие от этюдов Гуммеля и Майера, Черни исходил из технических «потребностей» фортепианной практики. Для его сочинений не свойственны искусственные усложнения, внешний блеск и пустая эффектность.

Принцип последовательного и плано-мерного усложнения техники лежит в основе сборника «100 прогрессивных этюдов без октав» ор. 139. Большая часть этюдов, как часто бывает у композитора, написана вдо мажоре. Черни считал положение руки пианиста на белых клавишах самым естественным и свободным. Этюды направлены на освоение базовых пианистических сложностей, потому сборник адресован начинающим музыкантам детских музыкальных школ и студентам музыкальных училищ и вузов в курсе общего фортепиано.

Е. Ильянова


Интернет магазин