Предисловие

История коллективного сочинения, в первом издании получившего название «Парафразы. 24 вариации и 14 пьес на неизменяемую тему. Посвящается маленьким пианистам, способным сыграть тему одним пальцем каждой руки, авторами: Александром Бородиным, Цезарем Кюи, Анатолием Лядовым и Николаем Римским-Корсаковым»,  берёт своё начало в доме А. П. Бородина. Ганя, приёмная дочь композитора, попросила сыграть с ней в четыре руки. На исполненную ею одним пальцем «котлетную тему» Бородин сымпровизировал шуточную польку. Идея настолько понравилась композиторам, что один за другим они включились в процесс создания пьес на тему, названную В. В. Стасовым «тати-тати». В «Летописи моей музыкальной жизни» Н. А. Римский-Корсаков вспоминает, что Бородин поначалу не был в восторге от замысла и хотел издать одну свою польку. Однако позже «вошёл во вкус» и к имеющимся пьесам добавил «Похоронный марш», «Реквием» и «Мазурку».

М. П. Мусоргский поначалу тоже участвовал в «общем деле»: он написал галоп на тему, но нарушил концепцию её неизменности, за что был отчитан коллегами и отказался продолжать. М. А. Балакирев посчитал идею несерьезной, недостойной обнародования и тем более печати, поэтому также предпочёл не участвовать.

Процесс создания пьес, с одной стороны, веселил композиторов, с другой –  воодушевил их на создание целого ряда сочинений на шуточную тему: «Ко времени разъезда на лето у нас накопилось много пьес на этот мотив. У меня их было даже слишком много, и некоторые впоследствии не были включены в наше собрание, например сонатина, хорал «Ein  Feste Burg», речитатив ala S. Bach и проч.»

Отобранные для сборника пьесы были изданы Д. Ратером в 1879 году. Экземпляр нот был отправлен Ф. Листу. Ответ венгерского композитора не заставил долго ждать:

«Многоуважаемые господа, под видом шутки, Вы создали произведение, имеющее серьёзный интерес. Ваши «Парафразы»

меня восхищают. Нельзя вообразить себе ничего остроумнее Ваших 24 вариаций и Ваших 14 маленьких пьес на любимую и неизменяемую тему. Вот, наконец, компендиум науки гармонии, контрапункта, ритмов, фигурированного стиля, вообще – всего того, что немцы называют «Учением о форме». Я охотно предложу его профессорам всех европейских и американских консерваторий в качестве практического руководства в их преподавании. На первой же странице Вариации 2 и 3 суть истинные драгоценности и так обстоит дело и с дальнейшими номерами вплоть до «Комической фуги» и «Шествия», достойным образом увенчивающего весь труд <…>».

Почитательница Ф. Листа Янка Воль в своей книге пишет о том, как композитор неоднократно демонстрировал «Парафразы» на собраниях и концертных вечерах: исполняя их, Лист каждой придавал неповторимый колорит.

Негативно настроенная к русской музыкальной школе критика сразу отозвалась на опубликованное от имени венгерского композитора письмо: ведь великий Лист не мог одобрить столь недостойные публикации сочинения. Желая поддержать товарищей, Лист прислал вступление к «Польке» Бородина, опубликованное в последующем издании в виде факсимиле. Также сборник дополнила пьеса Н. В. Щербачёва.

Простейшую тему «тати-тати» могут сыграть даже те, кто никогда не учился музыке. Поэтому часто на первых порах обучения фортепианной игре педагоги предлагают ученикам исполнение ансамблевых пьес из сборника.

Сборник адресован педагогам, пианистам младших и средних классов музыкальных школ и школ искусств и всем неравнодушным к фортепианному искусству.

Е. Ильянова


Интернет магазин