Предисловие

Книга, которую вы держите в руках, названа, на первый взгляд, довольно  безыскусно —  «Дуэт»,  но  в этой  безыскусности  видна спокойная самооценка и уверенная горделивость автора, с какой он оглядывается на пройденный путь. а путь этот — без малого век. Ленинградский балетмейстер и педагог Алексей Леонидович Андреев написал книгу о пути, который продолжался почти весь XX век, о попутчиках и главной спутнице своей жизни — Нине Михайловне Стуколкиной.

Название  «Дуэт»  тоже  возникло  не  случайно:  речь  идет  не  только о дуэте сценическом, но и семейном: Стуколкина и Андреев прошли по жизни  рука  об  руку  шестьдесят  лет. В истории  балета  найдется  не  так много дуэтов, которые стали символами эпохи и чьи имена воспринимаются только вместе, только рядом: Галина Уланова и Константин Сергеев, Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев… Еще  меньше  примеров,  когда  знаменитые  сценические  дуэты становились семейными. история Стуколкиной и Андреева — об этом.

Их  славный  сценический  дуэт,  к сожалению,  не  так  известен,  как известны  дуэты  артистов,  выступавших  в классике:  Нина  Стуколкина и Алексей Андреев были характерными танцовщиками и исполняли национальные танцы. Они не выпархивали на сцену, одетые в балетную пачку и классический колет. Их персонажами, чаще всего без имени, были полнокровные и жизнерадостные испанцы, горделивые венгры, страстные  цыгане,  аристократически-лощеные  поляки.  Они  не  поражали  публику трюками вроде тридцати двух фуэте или двойных туров в воздухе, но  заставляли  зал  затаить  дыхание  на  те  несколько  минут,  что  длился их танец — азартный, зажигающий, обвораживающий, лирический. Эти несколько  минут  они  были  истинными  героями  спектакля,  королями эпизода. выразить танцем характер и историю своего безымянного героя в кратчайшее время — этим умением Стуколкина и Андреев владели в совершенстве. их танцевальные зарисовки-характеристики были графически точны. Эта точность достигалась беспощадностью к себе и благоговением к профессии. Профессия для них означала жизнь, как бы банально это ни звучало.

Учеба, исполнительство, педагогика, балетмейстерская деятельность, репетиторская — об этих вехах подробно расскажет сам автор, от первого лица. Обстоятельность рассказа раскрашивается множеством милых сердцу подробностей, субъективный взгляд на многие вещи оправдывается  искренностью  и твердой  убежденностью  в своей  правоте.  Горькое чувство обиды за осмеянный спектакль «Родные поля» рождает желание не оправдаться, но не дать своему «первенцу» остаться в истории балета лишь поводом для пародии. И в этом тоже виден глубокий профессионализм и требовательность к себе: не оставить без внимания даже явные поражения.

Все  в доме  Стуколкиной — Андреева  в небольшой  двухкомнатной квартире на моховой улице говорило о профессии: утром — ежедневная гимнастика  и холодный  душ,  небольшой  экзерсис  у станка  в спальне… Портреты  дорогих  людей  на  стенах,  фотографии  учеников  и друзей  на пианино,  комоде,  столе,  в книжных  шкафах.  «Наши  дети  и наши  внуки», с любовью говорили о них Нина Михайловна и Алексей Леонидович. Завидная  библиотека.  Книги  о балете,  литературе,  живописи,  странах, костюмах,  огромные  папки  газетных  вырезок,  подборки  и  подшивки по темам. и потрясающий научный архив с театральными рецензиями,

переводами (мама Алексея Леонидовича была блестящим переводчиком с французского  и итальянского)  уникальных  книг  XVIII  и XIX  веков, вплоть до конспектов школьных лекций по истории театра и балета, которые читал в хореографическом училище Соллертинский!

Быть принятым в доме Стуколкиной — Андреева означало войти в семью. Алексей Леонидович и Нина Михайловна, наши балетные Филемон и Бавкида, были в курсе всех творческих дел своих «детей» и «внуков», интересовались, советовали, подсказывали. и, самое ценное, передавали свой репертуар ученикам и сочиняли новые номера, используя наивернейший балетный способ — «из ног в ноги».

Их физический уход не остановил главного: память о Нине Михайловне и Алексее Леонидовиче сохранит эта книга, которая вряд ли бы увидела свет без неимоверных усилий по ее подготовке и изданию Марины Абдуллаевой,  законной  творческой  «дочери»  этой  легендарной  ленинградской пары. И это невероятное счастье — слышать со страниц книги голоса дорогих ленинградцев, без которых история нашего города была бы иной…

Ольга Федорченко


Интернет магазин