Предисловие

Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) вошёл в историю музыки как яркий новатор, чьи поиски в области музыкального языка опередили своё время. Современники не смогли в полной мере оценить новые качества его музыки, но композиторы рубежа веков и многие авторы XX столетия, открыв для себя его творчество, испыталиего  влияние.  Такие разные композиторы как Морис Равель и Дмитрий Шостакович открыто говорили, что вдохновляются  в своём творчестве  музыкой  Мусоргского; кроме того, они оба отдали дань уважения великому композитору, создав оркестровые редакции его произведений.

Вокальная музыка занимает центральное положение в творчестве Мусоргского, и именно с ней связаны наиболее яркие его

открытия в сфере мелодических и гармонических средств.  Обращаясь к вокальным жанрам  на протяжении всего творческого пути и создав более 70 романсов и песен, композитор посвятил всю свою жизнь поиску настоящей, «правдивой» вокальной мелодики, способной во всей полноте передать выразительность живой человеческой речи.

Особое место в наследии композитора принадлежит вокальным циклам. Первый из них был составлен автором из сочинений

1857–1866 годов, различных по тематике и жанру, и подготовлен для публикации под названием «Юные годы».  Предполагаемая

публикация так и не состоялась (при жизни композитора были изданы лишь несколько произведений), ивпервые о существовании

скреплённого манускрипта «Юных лет» в 1909 г. заявил французский музыкант и коллекционер рукописей  Шарль Теодор Малерб. Первая публикация  манускрипта была предпринята  в 1923 году в Париже издательством В. Бесселя и включала17 номеров; последний, 18-й номер рукописи – переложение популярной тосканской песни Луиджи Гордиджиани для двух голосов – был впервые опубликован П. Ламмом в 1931 г. в составе полного собрания сочинений Мусоргского. «Юные годы», по сути представляющие собой авторский сборник ранних произведений, получили  при публикации подзаголовок «вокальный цикл», который до сих пор сохраняется во многих изданиях.

Вокальные циклы 70-х годов уже в полной мере являются циклическими, многочастными произведениями со своей музыкальной и образной драматургией. Цикл «Детская» (1870), написанный на собственные тексты под впечатлением от общения с детьми  друзей и родственников, стал высшей точкой на пути композитора к «художественному воспроизведению человеческой речи» в музыке. Органично соединяя выразительность речевой интонации и собственно музыкальную экспрессию, Мусоргский создал здесь  тот тип вокальной мелодики, который может по праву считаться эталонным для музыкальной декламации XIX в.

Два поздних вокальных цикла на стихи А. Голенищева-Кутузова – «Без солнца» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1877) –

в противовес  «Детской» становятся  средоточием мрачных и страшных образов. Мастерство Мусоргского как  музыкального драматурга  в полной мере проявляется в цикле «Без солнца», состоящем из шести номеров-монологов: в них психологические коллизии, терзающие главного героя, раскрываются постепенно и достигают драматической кульминации в пятом номере, тогда как шестой представляет собой трагическую коду-прощание. Весь цикл, таким образом, предстаёт как слитное музыкальное произведение, пронизанное единой идеей и линией драматургического развития.

«Песни и пляски смерти» – последний вокальный цикл композитора – демонстрирует синтез психологического и жанрового

начала, сочетает декламационную и песенную мелодику и в некоторой степени несёт в себе  эстетику театрального представления.

При всей трагедийности содержания, музыка здесь имеет более объективный характер, а тема смерти раскрывается в более обобщённом, аллегорическом ключе. Четыре части цикла представляют собой четыре картины или сцены, где каждая последующая охватывает большее пространство, чем предыдущая, а в финале смерть в облике полководца на поле битвы побеждает всех.

Александр Скрипко, музыкальный редактор издательства «Планета музыки»


Интернет магазин