От издательства

Творческая деятельность профессора Самария Ильича Савшинского (1891–1968) известна, в основном, двумя сферами: практической фортепианной педагогикой и теорией исполнительского искусства. Им написано много книг: «Пианист и его работа» (М., 1961), «Режим и гигиена работы пианиста» (М., 1963), «Работа пианиста над музыкальным произведением» (М.; Л., 1964), «Работа пианиста над техникой» (Л., 1968), книга о своем учителе Л. В. Николаеве и ряд других работ.

С. И. Савшинский уделял очень много внимания психологии музыкального творчества — теме, ставшей особенно актуальной во второй половине ХХ в. Он исследовал и развил в педагогике некоторые основные аспекты музыкальной психологии — созидательную деятельность человека с точки зрения разучивания, исполнения и восприятия художественного произведения.

Ценность его изысканий прежде всего в том, что он был педагогом с исполнительским опытом, имевшим глубокие медицинско-психологические познания. Большая часть имеющихся в то время исследований по этой проблеме проводились учеными на основе опыта других музыкантов.

Успешность работы пианиста, по мнению С. И. Савшинского, определяется многими условиями, в первую очередь — душевным состоянием и внутренними установками. Вдохновение необходимо для творца, но для настоящего искусства важно не только ярко чувствовать и правильно мыслить, но и уметь правильно и грамотно работать. Два последних условия требуют творческого спокойствия: когда эмоции должны быть подчинены рассудку. На какое-то время «...хозяином рабочего процесса становится анализ. Внимание с общего и целого переключается на частности. Значение каждой из них пианисту надо понять, каждую надо оглядеть, ослушать и ощупать руками. Исполнение уступает место „деланию“. Пианист уподобляется исследователю-ученому»1. При этом постоянное внимание является обязательным условием конечного успеха. Одновременно С. И. Савшинский отмечал, что «длительная сосредоточенность — нелегкая задача. Без интереса, дисциплины и умения она быстро ведет к утомлению»2. Поэтому, помимо непрерывной постановки перед самим собой новых задач в любом, даже самом простом музыкальном материале, исполнителю необходимо настраивать себя на самоотдачу: «...отрешение от честолюбивых желаний и нетерпеливости расчета на обязательное преодоление всех трудностей, от надежды, что то или другое должно „само выйти“»3.

Самарий Ильич подчеркивал, что для сосредоточенности важно душевное и творческое спокойствие, при этом не должно быть нервозности по поводу трудностей и промахов в самой работе, поскольку, проанализированная неудача обернется приобретен-ным опытом. По его мнению, важно преодолевать привычное отношение к своей игре: «Умение усомниться в истинности того, что исполнитель привык считать правильным, вовремя менять концепцию разучиваемого произведения — путь к высшему совершенству»4.

Исходя из фундаментальной для русской фортепианной школы мысли о необходимости тщательного изучения авторского текста, С. И. Савшинский оснащает пианиста методами исполнительского анализа сочинений. Они ведут к пониманию интонационных процессов, вскрывают внутренний драматургический план произведения, что в целом способствует более содержательной интерпретации.

Говоря о руках музыканта, С. И. Савшинский подчеркивает, что они — орган его музыкальной речи. Мозг человека без них не в состоянии не только физически сыграть, но даже вообразить музыку. Он способен на это только благодаря знаниям, полученным им от своих рук, дополненных и проверенных слухом.

В связи с этим вводится термин «слышащая рука», т. е. рука как дополнение слуха, его исполнительный орган. Представление определенной звуковой комбинации вызывает определенное положение руки, а состояние пальцев — слуховое осознание этой комбинации. Постепенно, по мере укрепления двухсторонних связей возникает видимое представление пианистического двигательного образа. Отсюда — логическое утверждение мысли о том, что инструмент является «продолжением» рук. «Однако мы считаем, что вряд ли можно в таком буквальном, физиологическом, а не переносном смысле говорить о „способности руки слышать и эмоционально переживать музыку“. Скорее данное явление следует отнести к сфере психологии, так же как и новое определение «мыслящая» рука, появившееся на рубеже XX–XXI вв. в связи с бурной компьютеризацией и умением программистов и пользователей работать на клавиатуре вне зависимости от того, о чем они разговаривают или что делают в этот же момент. Поэтому, на наш взгляд, более уместно обозначить этот феномен как интеграцию слухового и моторного опыта на основе профессионального владения средствами воплощения художественного образа»5.

Он также писал, что «в работе художника и ученого много общего. Но немало и различного. Ученый лишь гипотетически представляет себе конечный результат, пока не закончит исследование... музыкант же в эскизном проигрывании имеет его перед собой в конкретном виде и всегда может „примерить“ выполняемую или выполненную деталь к целому»6.

Много внимания придавал С. И. Савшинский поведению исполнителя на сцене, так как считал, что слушатель не только слышит, но и видит игру пианиста. Поэтому очень важно, чтобы выразительные движения были компонентами внутреннего эмоционального содержания музыки, а не надуманной самоцелью. Именно поэтому различного рода аудиозаписи, по его мнению, могут вызвать эстетическое наслаждение и даже восхищение, но не могут взволновать до самозабвения, в отличие от живого исполнения.

С. И. Савшинский полагал, что регулярные выходы на кон-цертные площадки необходимы не только для приобретения эстрадного опыта и формирования артистической индивидуальности, но и являются наилучшим мерилом законченности исполнения и гарантией прочного усвоения разученного произведения. Поэтому итогом завершения художественной работы над сочинением должно быть публичное выступление.

Практика концертных повторений одних и тех же произведений способствует выработке настоящего сценического опыта, закрепляет их в памяти и ведет к накоплению репертуара.

Процесс подготовки к выступлениям, подробно описанный С. И. Савшинским, во многом положил начало углубленной разработке отечественными учеными вопросов, связанных не только с игрой на фортепиано и на других музыкальных инструментах, но и в области спорта высших достижений, а также в других сферах человеческой деятельности.


Интернет магазин