Предисловие

Всю свою творческую жизнь Пётр Ильич Чайковский интересовался русскими народными песнями. Особенно сильным был этот интерес в 1860-70-е годы, когда композитор тесно общался с членами Московского артистического кружка – страстными любителями русского народного искусства драматургом А.Н.Островским, артистами Садовскими и другими. Эта эпоха, как известно, была отмечена подъемом интереса в российском обществе к исконно русскому творчеству, к фольклору.

Чайковский стал заниматься составлением сборника «50 русских народных песен для фортепиано в четыре руки» по заказу своего издателя П.И.Юргенсона. Сборник увидел свет в 1868-1869 гг. в двух тетрадях. Мелодии для первой тетради автор позаимствовал из сборника Вильбоа «100 русских народных песен» 1860 г., а мелодии для второй тетради – из сборника Балакирева «40 русских народных песен» 1866 г. за исключением трех песен: № 23 «На море утушка купалась» в записи А.Н.Островского и № 24 «Коса моя, косынька» и № 47 «Сидел Ваня» - в своей собственной записи.

Данный, инструментальный, сборник ставил своей целью дать материал для музицирования на основе народных песен. Для композитора было важно сосредоточиться на чисто художественном, музыкальном содержании – не делая акцент на лирике (сборник не сопровождается текстами песен) и на этнографической стороне песенного материала (песни не сгруппированы по типам – свадебные, хороводные и т.п.). Развитие музыкальной мысли – вот что интересует композитора в первую очередь. Беря народную тему, своим мастерством и композиторским гением Пётр Ильич разрабатывает, преображает, обогащает её, раскрывает глубинную ее красоту и представляет слушателям в более одухотворенном и художественном виде. В предисловии к книге исследователя русского песенного фольклора С.В.Евсеева (1894–1956) «Народные песни в обработке П.И.Чайковского» (М., «Музыка», 1973) Б.И.Рабинович отмечает: «…Чайковский трактовал народную мелодию прежде всего как «материал для разработки», смело подчиняя ее своему творческому замыслу, включая ее в ткань произведения так, что она воспринимается сплошь и рядом как собственная музыкальная мысль композитора».

Работа над многими песнями получила в дальнейшем продолжение. Многие темы композитор использовал в других своих произведениях – около трети представленных в собрании обработок вошли в симфонические, оперные и камерные произведения композитора: № 28 («А как по лугу зеленому») и № 42 («Под яблонью зеленою») использованы в финале Серенады для струнного оркестра, № 48 («У ворот, ворот») – в увертюре «1812 год» и другие.

Жемчужины народного музыкального творчества в обработке Чайковского – часть живого наследия русской культуры, которое не устаревает и ценность которого только возрастает со временем. Сегодня данный сборник так же актуален, как и 150 лет назад, когда он впервые увидел свет. Представленные в сборнике переложения песен для фортепиано в четыре руки – прекрасный материал для игры в ансамбле юных пианистов.

Наталья Александрова, редактор издательства «Планета музыки»


Интернет магазин