Рапацкая Людмила Александровна

Доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкознания и музыкального образования, декан факультета культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

Под  ее  научным руководством подготовлено:
            40 кандидатов педагогических наук
            5 докторов педагогических наук
    
Л.А. Рапацкая  внесла большой вклад в развитие отечественной педагогической науки, расширив возможности музыкально-педагогических исследований,  создав новое культурологическое направление в педагогике искусства.  Она имеет около 200 публикаций в России и за рубежом -  в Испании, Франции, Польше, Беларуси, Китае, Южной Корее.  Содержание трудов Л.А.Рапацкой  простирается от истории  русской музыки и методики ее преподавания до проблем становления и развития мировой художественной культуры. Среди публикаций -  книги, изданные в центральных издательствах России большими тиражами, монографии, учебники и учебные пособия , а также научные статьи, методические материалы, программы, рецензии, статьи для словарей и энциклопедий.

Л.А. Рапацкая  одна из первых в России стала писать о духовных православных истоках  русского искусства, поставив во главу угла своих исследований поиск взаимодействия «духовного» и «художественного». Этой проблеме посвящены ее первые книги: «Художественная культура Древней Руси»(1995), «Русское искусство ХVIII века («Рассвет на Неве»)» (1995),  «Искусство «серебряного века» (1996),  «Четвертая мудрость»: о музыке в культуре Древней Руси»,  (1997), «Русская художественная культура» (1998), «Художественная культура России: от Древней Руси к «золотому веку» (2000).

Русская музыка в контексте художественной культуры – другая важная тема научных исследований Л.А. Рапацкой. В 2001 г. вышел в свет  первый в российской музыкальной педагогике учебник   «История  русской музыки», охватывающий все этапы ее развития и полностью отразивший культурологический подход автора – Л.А. Рапацкой  к излагаемому материалу.

Важная страница научной биографии Рапацкой Л.А. связана с проблемами  мировой художественной культуры как учебного предмета в школе и вузе, с задачами  развития художественной культуры личности. Ее монография «Формирование художественной культуры учителя»  (1991) отражает содержание докторской диссертации. Далее последовала серия научно-методических экспериментов в общеобразовательных школах и педагогических вузах, которые вылились в разработку  новой концепции курса «Мировая художественная культура». Изданная программа этого предмета была предназначена для Х и ХI классов общеобразовательной школы и называлась «Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России»(2001). Удачно найденная методологическая основа  позволила очистить учебную дисциплину от мелкотемья  и  фактологической перегруженности. Созданные на основе программы   два учебника  «Мировая художественная культура» (Х и ХI классы)   являются одними из наиболее востребованных в общеобразовательных учреждениях России.

Л.А. Рапацкая  внесла большой вклад в развитие отечественного культурологического образования, создав для вузов  и школ России  новый учебный предмет «Русская художественная культура», цель которого – сформировать у учащейся молодежи представления о великом национальном достоянии России, воплотившем в художественных образах вневременные духовные и нравственные ценности.  Этим проблемам посвящены учебники для школ «Русская художественная культура» (Х и ХI классы) и высших учебных заведений: «Русская художественная культура» (2002),  «История художественной культуры России  от древних времен до конца ХХ века»(2008). Все учебники и учебные пособия Рапацкой Л.А. имеют гриф Министерства образования и науки России, используются на федеральном уровне и внедрены в практику работы гуманитарных и педагогических университетов,   консерваторий,  музыкальных колледжей и общеобразовательных школ.

В настоящее время Л.А. Рапацкая осуществляет научное руководство 25 аспирантами и соискателями, является научным консультантом 2-х докторантов, участвует в работе четырех диссертационных советов (три совета  в МГГУ им. М.А.Шолохова, один совет в МГУ им. М.В.Ломоносова).  Она продолжает работать  в сфере педагогики высшей школы, обогатив ее исследованиями в области музыкотерапии, музыкально-компьютерных технологий и инновационных методик, отражающих развитие новых направлений в музыкальной  культуре ХХI века.