Интернет магазин издательства
"Планета музыки"
 
Мы в социальных сетях

Подписка на новости
Подписаться
Отказаться











 


Шуман Роберт
 
Роберт Шуман, немецкий композитор и музыкальный писатель, родился в 1810 г. в Цвиккау в семье книгоиздателя. Уже в детстве проявил разносторонние художественные способности, в том числе музыкальные (учился у педагога и органиста И. Г. Кунча). С 13 лет Р. Шуман выступал как пианист. С 1828 г. изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах и одновременно совершенствовал мастерство игры на фортепьяно у известного педагога Ф. Вика. Изучал теорию музыки под руководством композитора и дирижера Г. Дорна (1831–1832). Придумал механическое приспособление для ускоренной тренировки пальцев, но повредил им правую руку, и таким образом разрушил мечту о деятельности пианиста-виртуоза. Тогда Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.

В 1834 г. в Лейпциге основал одно из самых влиятельных музыкальных периодических изданий «Новый музыкальный журнал» («Neue Zeitschrift für Musik»), который редактировал и в котором регулярно публиковал свои статьи вплоть до 1844 г. Круг друзей-единомышленников, объединившихся вокруг журнала, Шуман назвал «Давидсбундом» (по имени библейского царя-песнопевца, победившего филистимлян). В 1840 г. женился на пианистке Кларе Вик (дочери и ученице Ф. Вика). В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо созданных композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140 песен). С 1843 г. Шуман некоторое время преподавал в Лейпцигской консерватории (классы фортепьяно, композиции и чтения партитур). Вместе с женой предпринял ряд концертных поездок (в том числе в Россию, 1844). С 1844 г. жил в Дрездене, с 1850 — в Дюссельдорфе, где наряду с композиторской деятельностью руководил хоровыми коллективами, дирижировал симфоническим оркестром. С конца 1840-х гг. постепенно обострилась психическая болезнь Шумана, последние два года жизни он провел в лечебнице (Эндених), где и скончался 1856 г.

Шуман — один из ярких представителей романтического искусства XIX в. Его произведения тесно связаны с народно-бытовым искусством, с традициями немецкой музыкальной классики. Шуман вошел в историю музыки как один из самых смелых новаторов. Большая часть фортепьянных произведений Шумана — циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, внутренне связанных между собой и образующих сюжетно-психологическую линию.

Один из самых типичных циклов — «Карнавал» (1835). Цикл пьес «Крейслериана» (1838) принадлежит к числу высших достижений Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях Шумана для фортепьяно, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), «Фантазия» (1836–1838), Концерт для фортепьяно с оркестром (1841–1845). Наряду с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.
В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Шуберта. Наиболее популярный из вокальных циклов — «Любовь поэта» (1840) на стихи Г. Гейне, «Если б цветы угадали», «Слышу ли песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни».
Другой сюжетный вокальный цикл — «Любовь и жизнь женщины» (1840) на стихи А. Шамиссо. Яркий образец гражданской лирики Шумана — баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне).
Шуман — автор трех струнных квартетов (1842), трех фортепьянных трио (1847, 1851), фортепьянного квартета (1842) и получившего широкую популярность фортепьянного квинтета (1842), а также сольных камерных произведений для струнных и духовых инструментов, произведений для хора.

Шуман внес большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу.
Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX в. Его высоко ценили Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, Ф. Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».


[Альбом для юношества + 2 CD]
[Бабочки, Детские сцены, Арабески. Для фортепиано. + CD]
   
© «Планета музыки»
    Создание сайта: Рeterhof
Сайт "Зимовье Зверей" Яндекс.Метрика
Фото Кирилла Мошкова. Трубу предоставил Петр Востоков