Теляковский Владимир Аркадьевич

Владимир Аркадьевич Теляковский (26 января [7 февраля] 1860, Санкт-Петербург — 28 октября 1924, Ленинград, СССР) — русский театральный деятель, администратор, мемуарист. Последний директор Императорских театров (1901—1917).

Теляковский продолжил и развил реформы сцены, которые были начаты его предшественником, князем С. М. Волконским, стремясь к совершенствованию репертуарной политики, повышению художественного уровня постановок, при этом показал себя способным администратором. С другой стороны, его вмешательство в художественный процесс оценивалось современниками и позднейшими исследователями неоднозначно. В целом, некоторые авторы, отмечая отсутствие у Теляковского достаточного образования и эстетического кругозора, признают его не более чем «добросовестным исполнителем». В деле формирования театральных коллективов Теляковский считал главным привлечение свежих художественных сил, «омоложение» театральных трупп, в связи с чем последовали упреки в том, что Теляковский разгоняет заслуженных артистов, мастеров. Теляковский привлёк в свои театры из частных антреприз Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, других талантливых молодых артистов, поддержал балетмейстеров А. А. Горского, М. М. Фокина, однако при нём покинули театр хореографы Мариус Петипа и его помощник А. В. Ширяев, Э. Чекетти, А. Ф. Бекефи, оперные артисты Долина, Каменская, Фигнер, Яковлев, Морской и ряд других театральных деятелей. Теляковский способствовал формированию института режиссуры на императорской сцене. В 1915 году Теляковский пригласил Станиславского проводить занятия с оперной молодежью Большого театра; отсюда возникла со временем оперная студия, руководимая Станиславским. При нём в театре создают свои постановки режиссёры А. А. Санин, В. Э. Мейерхольд, А. Н. Лаврентьев, А. Л. Загаров, Н. В. Петров и другие. Теляковский считал необходимым реформировать декорационное искусство, исходя, в частности, из принципа независимости художника. В опере Теляковский привлёк к работе художников группы «Мир искусства» К. А. Коровина, А. Я. Головина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста. В то же время, его попытки вмешательства в постановки Малого театра вызвали серьёзный конфликт и не увенчались успехом.